Анализ рынка аудиторских услуг в России
По оценкам BusinesStat, в 2015 г численность проведенных аудитов в России сократилась на 1,2% относительно 2014 г и составила 70,9 тыс аудитов. В результате влияния кризиса клиенты стали чаще отказываться от инициативного аудита, в том числе для получения банковских кредитов и привлечения зарубежных инвесторов.
Последствия кризиса будут отражаться на количестве проведенных аудитов и в 2016-2017 гг. Ожидается, что в 2017 г натуральный объем рынка данных услуг составит 67,4 тыс аудитов, что на 4,9% ниже значения 2015 г. Одним из факторов последующего роста числа проведенных аудитов станет внедрение международных стандартов, согласно которым аудиторы в свих заключениях будут раскрывать наиболее значимые факты, касающиеся оценки деятельности компании. В результате заключения станут более информативными для акционеров.
Стоимость проведенных аудитов в России по итогам 2015 г составила 27,6 млрд руб, что на 0,9% выше уровня 2014 г. Рост стоимостного объема рынка обеспечивался за счет дорогостоящих аудитов в общественно значимых организациях. К таким организациям относятся компании, ценные бумаги которых торгуются на биржах, а также банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, госкорпорации.
В кризисные 2014-2015 гг наметились следующие тенденции рынка услуг аудита, которые привели к замедлению прироста стоимостного объема: переход клиентов столичных аудиторских компаний в регионы в целях снижения затрат на аудит, сокращение темпов прироста выручки от оказания аудиторских услуг при ускорении темпов увеличения доходов от консалтинга.
В 2015 г средняя стоимость услуг аудиторов в России достигла 388,5 тыс руб за аудит. В условиях кризиса для многих клиентов цена стала решающим фактором выбора аудитора. В связи с этим прирост средней стоимости аудита в 2014-2015 гг составил 2,2% и не превысил уровня инфляции. По причине высокой конкуренции аудиторские компании стремились сдерживать рост цен.
Состояние российской экономики
Базовые параметры российской экономики
К 2011 г экономика России полностью восстановилась после мирового финансового кризиса 2008- 2009 гг. Конъюнктура на мировом сырьевом рынке улучшилась. Высокая валютная выручка вкупе с девальвацией рубля позволила наполнить бюджет и увеличить социальные расходы. При этом из- за нерешенных структурных проблем наметился новый спад в промышленном производстве, строительстве и торговле. Как следствие, в 2013 г экономика России балансировала на грани рецессии. Добыча полезных ископаемых, транспорт, энергетика, строительство упали по отношению к 2012 г. Рост экономики поддерживался увеличением социальных расходов государства, заморозкой тарифов естественных монополий и потребительским кредитованием населения. До начала 2014 г эти меры позволяли поддерживать рост потребительских рынков и стабильность финансовой сферы.
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016* |
2017* |
2018* |
2019* |
2020* |
в текущих ценах |
56,0 |
62,2 |
71,0 |
71,4 |
78,0 |
85,4 |
92,5 |
99,9 |
107,9 |
116,2 |
в ценах 2008 г |
41,5 |
42,9 |
43,4 |
43,7 |
41,7 |
41,1 |
41,1 |
41,6 |
42,6 |
43,6 |
Источник: Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной статистики, Международный валютный фонд
* прогноз
Таблица 2. Реальный ВВП и индекс реального ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб, %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016* |
2017* |
2018* |
2019* |
2020* |
Трлн руб. в ценах 2008 г |
41,5 |
42,9 |
43,4 |
43,7 |
41,7 |
41,1 |
41,1 |
41,6 |
42,6 |
43,6 |
% к предыдущему году |
4,3 |
3,4 |
1,3 |
0,3 |
-4,6 |
-1,5 |
0,0 |
1,3 |
2,3 |
2,5 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики, Министерство экономического развития РФ, Международный валютный фонд
* прогноз
Начиная с 2012 г объем кредитов населению превышал объем банковских вкладов. Население усиленно тратило будущие доходы. К середине 2014 г из-за удешевления нефти и санкций дефицит государственного бюджета начал расти, поэтому правительству пришлось пойти на сокращение социальных расходов и инвестиционных программ. К концу 2014 г ресурсы государственного стимулирования экономики были исчерпаны. На фоне сокращения социальных выплат и роста инфляции начали сокращаться доходы населения. Потребительский спрос, поддерживаемый кредитованием населения, истощился. Резко начал сокращаться объем розничной торговли. Промышленность и сельское хозяйство столкнулись со значительным снижением спроса на свою продукцию. К концу 2014 г экономика России уже находилась в отрицательной зоне.
Говорить, что кризис начался в 2014 г, неверно. Темпы экономического развития России падали с 2012 г. Кризис 2014-2015 гг стал лишь продолжением более ранней тенденции, обусловленной структурными проблемами экономики. Внешние факторы только усилили процесс падения.
Важнейшим фактором долговременных проблем российской экономики остается неэффективность государства в целом. Государственные инвестиции часто не имеют бизнес-планов, госкомпании, не имея рыночных конкурентов, экономически деградируют. Значительная часть прибылей экономики не поддается налогообложению, оседая в офшорах. К этой группе факторов можно отнести и неэффективность гражданского общества, судебной системы, коррупцию, некомпетентность чиновников и пр.
Так как все факторы, давящие на экономику – долгосрочные, в ближайшие годы кардинально изменить ситуацию не удастся. Но к 2017 г отечественная экономика способна найти новый баланс, после чего начнется постепенное восстановление рынков.
В течение ближайших лет цены на нефть по большинству прогнозов восстановятся до 50-60 долл за баррель, а накопленные резервы при сокращении бюджетных расходов позволят стабилизировать финансовую ситуацию.
Необходимо отметить, что программы по импортозамещению активно идут в России последние пять лет. Импорт квотируется на многих продуктовых рынках, идут инвестиции в сельское хозяйство, усиливается локализация иностранных производств в стране. Данные программы уже принесли результат. В 2015 г в условиях наличия барьеров для иностранных товаров и девальвации национальной валюты российские предприятия смогли частично нарастить мощности, ориентированные на внутренний спрос. Тем не менее, программа импортозамещения не смогла полностью удовлетворить спрос на отечественную продукцию, увеличившийся из-за введенных санкций. Экономический кризис помешает дальнейшему развитию программы, несмотря на увеличение возможностей сбыта российских товаров. В то же время при удержании акцента на развитии внутреннего производства в перспективе можно ожидать роста в отраслях с высокой добавленной стоимостью.
Прошедшие девальвационные и инфляционные процессы позволят привести доходы населения в соответствие с производительностью труда, а государственные расходы в соответствие с конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Правительство ускорит приватизацию государственных активов, сократит нерентабельные инвестиционные программы, социальные и оборонные расходы, нарастит налогооблагаемую базу. В целом мы ожидаем сокращения государственных расходов на 15% в течение 2015-2017 гг. Указы президента обязывают правительство к 2018 г увеличить реальную заработную плату бюджетников в 1,4-1,5 раза, но, очевидно, выполнены не будут.
Инфляция продолжит обгонять темпы роста доходов, кризис уничтожит до 50% сбережений граждан. Однако население страны выдержит этот удар. Малоимущие привычно сосредоточатся на натуральном хозяйстве, средний класс резко сократит спрос на дорогие товары и услуги. Малый и средний бизнес вновь уйдет в тень. Кризис научит население жить по средствам.
Спрос на товары и услуги будет снижаться весь 2016 и 2017 гг, что приведет к закрытию части предприятий. Самый мощный удар будет нанесен по организациям малого бизнеса: уйдут с рынка около половины таких предприятий. Крупные компании в основном останутся на плаву, значительно переработав свой ассортимент в сторону удешевления товаров и услуг, перейдя на российское сырье и комплектующие, урезав внутренние расходы, в том числе расходы на персонал и маркетинг.
Доля продукции собственного производства вырастет, за исключением высокотехнологичной продукции, станков и оборудования, которые по-прежнему будут импортироваться.
Инфраструктура отрасли
Предприятия
В разделе приведена численность юридических лиц, зарегистрированных в России и имеющих право заниматься аудиторской деятельностью. Согласно закону «Об аудиторской деятельности», юридическое лицо имеет право оказывать услуги аудита после вступления в одну из саморегулируемых организаций аудиторов. Информация о количестве таких организаций собирается Министерством финансов РФ на основе данных саморегулируемых организаций.
Таблица 9. Численность предприятий отрасли, РФ, 2015 г (ед)
Параметр |
2015 |
Численность аудиторских организаций, ед |
5 300 |
Источник: Министерство финансов РФ
В 2015 г в России насчитывалось 5,3 тыс аудиторских организаций. Численность аудиторских организаций частично зависит от общей экономической ситуации в стране и способна сокращаться при условии уменьшения количества клиентов на данном рынке. При этом эксперты отрасли отмечают, что для многих компаний услуги аудита не являются единственным направлением работы и основным источником дохода.
Факторы, негативно влияющие на число аудиторских компаний в стране:
- Снижение числа аттестованных аудиторов. Процедуру аттестации удается пройти не всем, поэтому на рынке отмечается нехватка кадров. Согласно действующему законодательству, организация может заниматься аудиторской деятельностью при наличии в штате минимум 3 аудиторов.
- Демпинг в сфере государственных и коммерческих закупок, а также некачественное оказание услуг по заниженным ценам. Все чаще компании предлагают аудиторские услуги по невысоким ценам (несколько десятков тысяч рублей при среднерыночной цене в несколько сотен тысяч рублей). При этом услуги оказываются с нарушением стандартов аудита. Как правило, не соблюдаются требования по документообороту аудиторской деятельности.
- Двойной контроль качества со стороны саморегулируемых организаций и Росфиннадзора в случае проверок общественно значимых организаций (крупных корпораций, банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов). Двойной контроль создает дополнительную нагрузку на аудиторов.
- Высокая степень концентрации рынка. Высокая доля выручки аудиторских организаций приходится на компании «большой четверки» (KPMG, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte).
Перечисленные явления способствуют уходу компаний в различные направления консалтинга. Ожидается, что внедрение международных стандартов аудита позволит повысить качество услуг и сделает их более востребованными.
Персонал
В разделе представлены данные о численности работников аудиторских организаций.
Таблица 12. Трудовые ресурсы предприятий отрасли, РФ, 2011-2015 гг (тыс чел)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Численность персонала, тыс чел |
50,8 |
49,3 |
48,4 |
47,4 |
46,7 |
% к предыдущему году |
- |
-2,9 |
-1,9 |
-1,9 |
-1,5 |
Источник: Министерство финансов РФ, BusinesStat
В 2011-2015 гг численность персонала аудиторских организаций сократилась на 8% и в 2015 г составила 46,7 тыс чел. При этом на долю аудиторов в 2015 г приходилось 47,5% сотрудников предприятий данной отрасли.
Сокращение числа работников аудиторских организаций в 2013-2015 гг происходило в основном за счет уменьшения количества самих аудиторов. В 2012 г была введена дополнительная аттестация аудиторов для допуска к проверкам общественно значимых организаций, которую прошли не все специалисты. Данный факт отразился на динамике численности персонала отрасли в 2013 г.
Кроме того, изменялась нормативно-правовая база, увеличивались требования к документированию аудита, усложнялись системы учета, что привело к росту трудозатрат на проведение проверок. При этом клиенты стремились сокращать стоимость аудита, что повлияло на уход некоторых специалистов из профессии.
Таблица 13. Трудовые ресурсы предприятий отрасли по федеральным округам, 2011- 2015 гг (чел)
Федеральный округ |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Дальневосточный федеральный округ |
1 211 |
1 192 |
1 105 |
1 080 |
1 060 |
Крымский федеральный округ |
- |
- |
- |
21 |
19 |
Приволжский федеральный округ |
5 032 |
4 700 |
4 530 |
4 652 |
4 706 |
Северо-Западный федеральный округ |
5 576 |
5 270 |
5 159 |
5 071 |
4 968 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
480 |
481 |
470 |
455 |
436 |
Сибирский федеральный округ |
3 287 |
3 051 |
2 979 |
2 900 |
2 804 |
Уральский федеральный округ |
3 285 |
3 044 |
2 932 |
2 921 |
2 896 |
Центральный федеральный округ |
29 408 |
29 177 |
28 845 |
28 163 |
27 845 |
Южный федеральный округ |
2 512 |
2 384 |
2 330 |
2 177 |
1 976 |
Россия |
50 791 |
49 299 |
48 350 |
47 440 |
46 709 |
Источник: Министерство финансов РФ, BusinesStat