Меню
Каталог
Корзина
Корзина пуста
+7 (495) 180-04-19 8 800 222-36-90
Заказ звонка
Нам необходимо Ваше согласие
  • RU

Анализ рынка аудиторских услуг в России

По оценкам BusinesStat, в 2015 г численность проведенных аудитов в России сократилась на 1,2% относительно 2014 г и составила 70,9 тыс аудитов. В результате влияния кризиса клиенты стали чаще отказываться от инициативного аудита, в том числе для получения банковских кредитов и привлечения зарубежных инвесторов.

Последствия кризиса будут отражаться на количестве проведенных аудитов и в 2016-2017 гг. Ожидается, что в 2017 г натуральный объем рынка данных услуг составит 67,4 тыс аудитов, что на 4,9% ниже значения 2015 г. Одним из факторов последующего роста числа проведенных аудитов станет внедрение международных стандартов, согласно которым аудиторы в свих  заключениях будут раскрывать наиболее значимые факты, касающиеся оценки деятельности компании. В результате заключения станут более информативными для акционеров.

Стоимость проведенных аудитов в России по итогам 2015 г составила 27,6 млрд руб, что на 0,9% выше уровня 2014 г. Рост стоимостного объема рынка обеспечивался за счет дорогостоящих аудитов в общественно значимых организациях. К таким организациям относятся компании, ценные бумаги которых торгуются на биржах, а также банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, госкорпорации.

В кризисные 2014-2015 гг наметились следующие тенденции рынка услуг аудита, которые привели к замедлению прироста стоимостного объема: переход клиентов столичных аудиторских компаний в регионы в целях снижения затрат на аудит, сокращение темпов прироста выручки от оказания аудиторских услуг при ускорении темпов увеличения доходов от консалтинга.

В 2015 г средняя стоимость услуг аудиторов в России достигла 388,5 тыс руб за аудит. В условиях кризиса для многих клиентов цена стала решающим фактором выбора аудитора. В связи с этим прирост средней стоимости аудита в 2014-2015 гг составил 2,2% и не превысил уровня инфляции. По причине высокой конкуренции аудиторские компании стремились сдерживать рост цен.

Состояние российской экономики

Базовые параметры российской экономики

К 2011 г экономика России полностью восстановилась после мирового финансового кризиса 2008- 2009 гг. Конъюнктура на мировом сырьевом рынке улучшилась. Высокая валютная выручка вкупе с девальвацией рубля позволила наполнить бюджет и увеличить социальные расходы. При этом из- за нерешенных структурных проблем наметился новый спад в промышленном производстве, строительстве и торговле. Как следствие, в 2013 г экономика России балансировала на грани рецессии. Добыча полезных ископаемых, транспорт, энергетика, строительство упали по отношению к 2012 г. Рост экономики поддерживался увеличением социальных расходов государства, заморозкой тарифов естественных монополий и потребительским кредитованием населения. До начала 2014 г эти меры позволяли поддерживать рост потребительских рынков и стабильность финансовой сферы.

Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

2016*

2017*

2018*

2019*

2020*

в текущих ценах

 

56,0

 

62,2

 

71,0

 

71,4

 

78,0

 

85,4

 

92,5

 

99,9

 

107,9

 

116,2

 

в ценах 2008 г

 

41,5

 

42,9

 

43,4

 

43,7

 

41,7

 

41,1

 

41,1

 

41,6

 

42,6

 

43,6

Источник: Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной статистики, Международный валютный фонд

* прогноз

Таблица 2. Реальный ВВП и индекс реального ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб, %)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

2016*

2017*

2018*

2019*

2020*

Трлн руб.

в ценах 2008 г

41,5

42,9

43,4

43,7

41,7

41,1

41,1

41,6

42,6

43,6

% к предыдущему году

 

4,3

 

3,4

 

1,3

 

0,3

 

-4,6

 

-1,5

 

0,0

 

1,3

 

2,3

 

2,5

Источник: Федеральная служба государственной статистики, Министерство экономического развития РФ, Международный валютный фонд

прогноз

Начиная с 2012 г объем кредитов населению превышал объем банковских вкладов. Население усиленно тратило будущие доходы. К середине 2014 г из-за удешевления нефти и санкций дефицит государственного бюджета начал расти, поэтому правительству пришлось пойти на сокращение социальных расходов и инвестиционных программ. К концу 2014 г ресурсы государственного стимулирования экономики были исчерпаны. На фоне сокращения социальных выплат и роста инфляции начали сокращаться доходы населения. Потребительский спрос, поддерживаемый кредитованием населения, истощился. Резко начал сокращаться объем розничной торговли. Промышленность и сельское хозяйство столкнулись со значительным снижением спроса на свою продукцию. К концу 2014 г экономика России уже находилась в отрицательной зоне.

Говорить, что кризис начался в 2014 г, неверно. Темпы экономического развития России падали с 2012 г. Кризис 2014-2015 гг стал лишь продолжением более ранней тенденции, обусловленной структурными проблемами экономики. Внешние факторы только усилили процесс падения.

Важнейшим фактором долговременных проблем российской экономики остается неэффективность государства в целом. Государственные инвестиции часто не имеют бизнес-планов, госкомпании, не имея рыночных конкурентов, экономически деградируют. Значительная часть прибылей экономики не поддается налогообложению, оседая в офшорах. К этой группе факторов можно отнести и неэффективность гражданского общества, судебной системы, коррупцию, некомпетентность чиновников и пр.

Так как все факторы, давящие на экономику – долгосрочные, в ближайшие годы кардинально изменить ситуацию не удастся. Но к 2017 г отечественная экономика способна найти новый баланс, после чего начнется постепенное восстановление рынков.

В течение ближайших лет цены на нефть по большинству прогнозов восстановятся до 50-60 долл за баррель, а накопленные резервы при сокращении бюджетных расходов позволят стабилизировать финансовую ситуацию.

Необходимо отметить, что программы по импортозамещению активно идут в России последние пять лет. Импорт квотируется на многих продуктовых рынках, идут инвестиции в сельское хозяйство, усиливается локализация иностранных производств в стране. Данные программы уже принесли результат. В 2015 г в условиях наличия барьеров для иностранных товаров и девальвации национальной валюты российские предприятия смогли частично нарастить мощности, ориентированные на внутренний спрос. Тем не менее, программа импортозамещения не смогла полностью удовлетворить спрос на отечественную продукцию, увеличившийся из-за введенных санкций. Экономический кризис помешает дальнейшему развитию программы, несмотря на увеличение возможностей сбыта российских товаров. В то же время при удержании акцента на развитии внутреннего производства в перспективе можно ожидать роста в отраслях с высокой добавленной стоимостью.

Прошедшие девальвационные и инфляционные процессы позволят привести доходы населения в соответствие с производительностью труда, а государственные расходы в соответствие с конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Правительство ускорит приватизацию государственных активов, сократит нерентабельные инвестиционные программы, социальные и оборонные расходы, нарастит налогооблагаемую базу. В целом мы ожидаем сокращения государственных расходов на 15% в течение 2015-2017 гг. Указы президента обязывают правительство к 2018 г увеличить реальную заработную плату бюджетников в 1,4-1,5 раза, но, очевидно, выполнены не будут.

Инфляция продолжит обгонять темпы роста доходов, кризис уничтожит до 50% сбережений граждан. Однако население страны выдержит этот удар. Малоимущие привычно сосредоточатся на натуральном хозяйстве, средний класс резко сократит спрос на дорогие товары и услуги. Малый и средний бизнес вновь уйдет в тень. Кризис научит население жить по средствам.

Спрос на товары и услуги будет снижаться весь 2016 и 2017 гг, что приведет к закрытию части предприятий. Самый мощный удар будет нанесен по организациям малого бизнеса: уйдут с рынка около половины таких предприятий. Крупные компании в основном останутся на плаву, значительно переработав свой ассортимент в сторону удешевления товаров и услуг, перейдя на российское сырье и комплектующие, урезав внутренние расходы, в том числе расходы на персонал и  маркетинг.

Доля продукции собственного производства вырастет, за исключением высокотехнологичной продукции, станков и оборудования, которые по-прежнему будут импортироваться.

Инфраструктура отрасли

Предприятия

В разделе приведена численность юридических лиц, зарегистрированных в России и  имеющих право заниматься аудиторской деятельностью. Согласно закону «Об аудиторской деятельности», юридическое лицо имеет право оказывать услуги аудита после вступления в одну из саморегулируемых организаций аудиторов. Информация о количестве таких организаций собирается Министерством финансов РФ на основе данных саморегулируемых организаций.

Таблица 9. Численность предприятий отрасли, РФ, 2015 г (ед)

Параметр

2015

Численность аудиторских организаций, ед

5 300

Источник: Министерство финансов РФ

В 2015 г в России насчитывалось 5,3 тыс аудиторских организаций. Численность аудиторских организаций частично зависит от общей экономической ситуации в стране и способна сокращаться при условии уменьшения количества клиентов на данном рынке. При этом эксперты отрасли отмечают, что для многих компаний услуги аудита не являются единственным направлением  работы и основным источником дохода.

Факторы, негативно влияющие на число аудиторских компаний в стране:

  • Снижение числа аттестованных аудиторов. Процедуру аттестации удается пройти не всем, поэтому на рынке отмечается нехватка кадров. Согласно действующему законодательству, организация может заниматься аудиторской деятельностью при наличии в штате минимум 3 аудиторов.
  • Демпинг в сфере государственных и коммерческих закупок, а также некачественное оказание услуг по заниженным ценам. Все чаще компании предлагают аудиторские услуги по невысоким ценам (несколько десятков тысяч рублей при среднерыночной цене в несколько сотен тысяч рублей). При этом услуги оказываются с нарушением стандартов аудита. Как правило, не соблюдаются требования по документообороту аудиторской деятельности.
  • Двойной контроль качества со стороны саморегулируемых организаций и Росфиннадзора в случае проверок общественно значимых организаций (крупных корпораций, банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов). Двойной контроль создает дополнительную нагрузку на аудиторов.
  • Высокая степень концентрации рынка. Высокая доля выручки аудиторских организаций приходится на компании «большой четверки» (KPMG, Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte).

Перечисленные явления способствуют уходу компаний в различные направления консалтинга. Ожидается, что внедрение международных стандартов аудита позволит повысить качество услуг и сделает их более востребованными.

Персонал

В разделе представлены данные о численности работников аудиторских организаций.

Таблица 12. Трудовые ресурсы предприятий отрасли, РФ, 2011-2015 гг (тыс чел)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

Численность персонала, тыс чел

50,8

49,3

48,4

47,4

46,7

% к предыдущему году

-

-2,9

-1,9

-1,9

-1,5

Источник: Министерство финансов РФ, BusinesStat

В 2011-2015 гг численность персонала аудиторских организаций сократилась на 8% и в 2015 г составила 46,7 тыс чел. При этом на долю аудиторов в 2015 г приходилось 47,5% сотрудников предприятий данной отрасли.

Сокращение числа работников аудиторских организаций в 2013-2015 гг происходило в основном за счет уменьшения количества самих аудиторов. В 2012 г была введена дополнительная аттестация аудиторов для допуска к проверкам общественно значимых организаций, которую прошли не все специалисты. Данный факт отразился на динамике численности персонала отрасли в 2013 г.

Кроме того, изменялась нормативно-правовая база, увеличивались требования к документированию аудита, усложнялись системы учета, что привело к росту трудозатрат на проведение проверок. При этом клиенты стремились сокращать стоимость аудита, что повлияло на уход некоторых специалистов из профессии.

Таблица 13. Трудовые ресурсы предприятий отрасли по федеральным округам, 2011- 2015 гг (чел)

Федеральный округ

2011

2012

2013

2014

2015

Дальневосточный федеральный округ

1 211

1 192

1 105

1 080

1 060

Крымский федеральный округ

-

-

-

21

19

Приволжский федеральный округ

5 032

4 700

4 530

4 652

4 706

Северо-Западный федеральный округ

5 576

5 270

5 159

5 071

4 968

Северо-Кавказский федеральный округ

480

481

470

455

436

Сибирский федеральный округ

3 287

3 051

2 979

2 900

2 804

Уральский федеральный округ

3 285

3 044

2 932

2 921

2 896

Центральный федеральный округ

29 408

29 177

28 845

28 163

27 845

Южный федеральный округ

2 512

2 384

2 330

2 177

1 976

Россия

50 791

49 299

48 350

47 440

46 709

Источник: Министерство финансов РФ, BusinesStat

Товар добавлен в корзину

Заказать исследование
Нам необходимо Ваше согласие

Обзор добавлен в корзину

Продолжить покупки Оформить заказ