Импорт алкогольных напитков в Россию в 2023 г снизился на 1,6% и составил 979 млн л.
По данным «Анализа рынка алкогольных напитков в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, их импорт в страну в 2023 г снизился на 1,6% и составил 979 млн л. Это стало продолжением тренда 2022 г, когда поставки из-за рубежа сократились на 12,3%. Основной причиной спада импорта послужил отказ частных зарубежных компаний от российского рынка. Так, Global Spirits и Brown-Forman отозвали лицензию на дистрибуцию продукции, алкогольные компании Diageo и Pernod Ricard приостановили поставки. Чешские пивоварни Budweiser Budvar, Pilsner Urquell, Staropramen также объявили о прекращении продаж своей продукции в Россию. Финская компания Olvi, владелец ОАО «Лидское пиво» в Беларуси, сообщила об остановке экспорта в Россию. От поставок воздержался также Союз виноделов Шампани.
В ноябре 2022 г Минпромторг включил алкоголь в перечень товаров для параллельного импорта. В списке оказались около 40 брендов в основном крепкого алкоголя, но фактически на российский рынок стали ввозится практически все бренды зарубежных алкогольных напитков. В результате в 2023 г темп снижения импорта замедлился.
В структуре импорта наибольшую долю занимают пиво и вино. В 2019-2023 гг доля пива в импортных поставках алкоголя на российский рынок составляла в среднем 43%. Импортное пиво воспринимается как нишевый, локальный продукт хорошего качества. При этом оно является самым доступным видом алкогольных напитков.
Доля вина в структуре поставок из-за рубежа составляла в среднем 39% совокупного импорта в 2019-2023 гг. Отметим, что в отличие от пива, где импорт несопоставимо мал по сравнению с отечественным производством, рынок вина сильнее зависим от зарубежной продукции. Так, в 2023 г объем реализации вин в России составил 957 млн л, из которых 383 млн л было импортировано.