Меню
Каталог
Корзина
Корзина пуста
+7 (495) 180-04-19 8 800 555-93-75 Перезвоните мне
Заказ звонка

Социально-экономические показатели городов России

В 2015 г влияние кризиса и неблагоприятной внешнеполитической ситуации отразилось на многих сферах экономики страны. Девальвация рубля привела к росту цен на большинство товаров и услуг, что негативно сказалось на платежеспособности населения. При этом подорожали как импортные товары, так и отечественные. Российские предприятия частично работали на импортном сырье, значительная доля промышленного оборудования также поставлялась из-за рубежа. таким образом произошло увеличение себестоимости продукции, произведенной в России. Реальные доходы покупателей сократились, а в след за ними уменьшились объемы продаж тех товаров и услуг, покупку которых можно отложить.

Некоторые компании различных сфер деятельности были вынуждены уйти с рынка либо по причине нерентабельности бизнеса после резкого увеличения издержек, либо из-за существенного сокращения числа клиентов. Данное явление повлекло за собой рост безработицы в стране.

В 2015 г доля работающего населения в России составила 30,2%. При этом наиболее высокий % работающих выявлен в городах с крупными предприятиями добывающей, перерабатывающей и других отраслей промышленности.

 cities

В 2015 г по доле работающего населения в число лидеров вошли Домодедово, Новый Уренгой и Норильск. В Домодедово доля работающего населения составила 53,1%, так как в городе действуют машиностроительные заводы, предприятия по производству стройматериалов, мебельное производство и др организации. Рядом с городом расположен аэропорт «Домодедово». В Новом Уренгое и Норильске в 2015 г на долю работающего населения приходилось соответственно 52,1% и 48,3% от общей численности населения городов. В Новом Уренгое действуют предприятия ПАО «Газпром» и другие добывающие компании. Градообразующим предприятием Норильска является Заполярный филиал «ГМК «Норильский никель». В условиях кризиса проблемы безработицы и сбыта готовой продукции в меньшей степени коснулись городов, в которых сосреточены добывающие компании.

В большинстве городов РФ происходило сокращение персонала предприятий автомобильной промышленности, строительства, торговли, туризма, банковского сектора, связи и телекоммуникаций, СМИ и прочих сфер деятельности. В результате спада спроса на товары и услуги данных организаций сокращалась как выручка, так и объемы работы. Поэтому многие предприятия были вынуждены либо переводить сотрудников на неполную загруженность, либо сокращать штат. Напряженная ситуация на рынке труда повлияла на зарплатные ожидания населения. Некоторые сотрудники компаний были согласны работать за меньшую зарплату, чтобы избежать увольнения. Кандидаты при поиске работы стали соглашаться на более низкий уровень оплаты труда.

 cities

В 2015 г самые высокие зарплаты отмечались в городах с суровыми климатическими условиями и крупнейшими нефтегазовыми и горнодобывающими предприятиями - Новый Уренгой (91,4 тыс руб в мес), Сургут (79,0 тыс руб в мес), Норильск (76,6 тыс руб в мес). При этом средний уровень заработной платы в России составил 36,9 тыс руб в мес.

 cities

В 2015 г по обороту розничной торговли на душу населения среди городов России лидировали Санкт-Петербург и Москва. Выручка от продажи товаров в розницу на душу населения в Санкт-Петербурге по итогам 2015 г составила 157,7 тыс руб, в Москве - 142,5 тыс руб. В прочих городах-миллионниках среднедушевой показатель розничной торговли достиг 110,2 тыс руб на чел. Расчет оборота розничной торговли в городах приведен без учета деятельности малых предприятий.

В 2015 г сдерживающее влияние на развитие розничной торговли в городах России оказало сокращение реальных доходов населения при высоком уровне закредитованности. Кроме того, после введения санкций многим торговым компаниям пришлось пересматривать структуру поставщиков, что нередко приводило к росту транспортных расходов, а значит и росту розничных цен. Наиболее перспективным форматом розничных магазинов в условиях кризиса стали небольшие магазины в шаговой доступности от жилых домов. В отличие от гипермаркетов, такие магазины располагаются на меньших площадях и предлагают ограниченный ассортимент товаров. Посещая такие магазины, покупатели реже совершали незапланированные покупки и экономили семейный бюджет.

В структуре розничной цены товара значительную долю занимали транспортные расходы. В 2015 г росту затрат на логистику способствовало удорожание топлива, повышение цен на обслуживание транспорта, введение обязательной платы за проезд по дорогам федерального значения на автомобилях с разрешенной максимальной массой более 12 т. Самый высокий уровень цен на потребительские товары и услуги был зафиксирован в городах, географически удаленных от Центрального федерального округа.

 cities

Индекс средних цен на потребительские товары и услуги определяется процентным отношением среднего уровня цен в рассматриваемом городе к среднему уровню цен по России в целом. Индекс был рассчитан аналитиками BusinesStat на базе муниципальной и региональной статистики Росстата по ценам на 50 титульных товаров и услуг.

В 2015 г городами с максимальным уровнем цен на потребительские товары и услуги стали Хабаровск (160,8%), Петропавловск-Камчатский (154,2%) и Владивосток (144,6%). Это означает, что в перечисленных городах средние потребительские цены превышали данный показатель по России на 44,6%-60,8%. Существенное отличие уровня цен от среднероссийских для 5 городов с наибольшим значением индекса цен связано с высокими транспортными расходами на доставку товаров до конечного потребителя. Данные города расположены в Хабаровском крае, Камчатском крае, Приморском крае, Тюменской области, Сахалинской области. По причине значительной удаленности Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Сургута и Южно-Сахалинска от центральных регионов страны стоимость транспортировки товаров оказывает серьезное влияние на розничную цену.

В число городов с наименьшим уровнем цен на потребительские товары и услуги вошли: Елец (75,6%), Арзамас (75,7%) и Элиста (76,8%). В группу городов с индексом цен ниже 100% попали города с невысокими доходами населения и небольшими объемами розничной торговли. В некоторых городах данной группы отмечались также одни из самых низких долей работающего населения. Поэтому потребление в данных городах смещалось в сторону наиболее дешевых товаров. В результате, в 2015 г в 3 городах страны средние цены отличались от показателя по России в меньшую сторону на 23,2%-24,4%.

Товар добавлен в корзину