Анализ рынка мебели
Российский мебельный рынок является одним из наиболее конкурентных: на нем представлены как крупные фабрики, изготовляющие мебель серийно, так и мелкие производители, работающие по индивидуальным заказам.
Спрос и тенденции
В настоящее время на мебельном рынке России наметилась тенденция смещения покупательского спроса из дорогих ценовых сегментов в более дешевые. Это связано с ростом цен, в том числе и на мебель отечественных производителей, вследствие ослабления курса рубля и ускорения инфляции в 2014-2016 гг. В сложившихся экономических условиях многие потребители стараются приобретать товары по более низким ценам, либо отложить крупные покупки (мебель, крупная бытовая техника и т.д.) на более поздний срок. Ориентация на бренд сохранилась только у обеспеченных людей, чей выбор основывается на известности фирмы или популярности страны-производителя. Выбор мебели для обеспеченных людей по-прежнему является вопросом престижа.
В значительной степени тенденция смещения спроса отразилась на производителях корпусной мебели, работающих в премиальном ценовом сегменте, тогда как производители в более экономичных ценовых сегментах показывают прирост продаж в последние годы. Падение спроса на дорогостоящие товары привело к тому, что на рынке стало появляться больше доступной и качественной мебели: некоторые производители в срочном порядке внедряют в ассортимент экономичные линейки, другие диверсифицируют бизнес в сторону смежных производств.
При этом большую часть потребительского спроса удовлетворяют предприятия малого и среднего бизнеса, которые изготовляют мебель под заказ. Спрос на серийное производство снижается. Причинами этого являются износ старых производственных линий и изменение потребительских предпочтений.
Однако, несмотря на изменение потребительских предпочтений, рынок мебели имеет устойчивую тенденцию роста. Это связано как с регулярным вводом нового жилья, стабилизацией экономической обстановки после резких кризисных изменений, необходимостью замены некачественной мебели, выходящей из строя, а также расширением предложения продукции на рынке.
Участники рынка отмечают заметное снижение спроса в традиционной офлайн-сфере, то есть в обычных магазинах и торговых точках, тогда как количество покупателей у онлайн-магазинов продолжает стабильно расти. Интерес покупателей к онлайн-магазинам обусловлен большим ассортиментом, экономией времени на выбор и покупку товара и зачастую более низкими ценами. Производителям и поставщикам эта тенденция позволяет экономить на аренде торговых помещений, однако требует больших вложений в рекламу и маркетинг. Следует отметить, что социальные сети также начинают играть заметную роль как каналы продвижения продукции.
Производство
В условиях значительного ослабления рубля по отношению к доллару на рынке произошло активное импортозамещение, что нашло свое отражение в росте российского производства мебели. Так, за пятилетний период с 2014 по 2018 гг объем производства мебели в стоимостном выражении увеличился на 45,3 млрд руб или на 31,5% (см. диаграмма 1). Наибольший прирост наблюдался в 2017 г – на 13,8% относительно предыдущего года. По мнению экспертов, именно 2017 г являлся наиболее стабильным после кризисных изменений в экономике годами ранее.
Производство мебели в России в 2014-2018 гг
Мебельный рынок можно условно разделить на 3 крупных сегмента: мебель для офисов и предприятий торговли, кухонная мебель, прочая мебель (см. диаграмма 2).
Мебель для офисов и предприятий торговли включает в себя:
-
мебель для офисов и предприятий торговли (стулья и сидения для офисов, рабочих помещений, гостиниц, ресторанов и общественных помещений, театров, кинотеатров и прочих зрелищных заведений;
-
специальная мебель для магазинов;
-
офисная мебель;
-
скамьи, табуреты, шкафы и столы для лабораторий и прочая лабораторная мебель;
-
мебель для церквей, школ.
Мебель кухонная включает в себя:
-
столы кухонные;
-
шкафы кухонные;
-
полки кухонные;
-
наборы кухонной мебели;
-
прочая кухонная мебель.
Прочая мебель включает в себя:
-
диваны, диваны-кровати и диванные наборы;
-
садовые стулья и сидения;
-
мебель для спален, гостиных комнат, садов и т.д.;
-
матрасы;
-
корпусы для швейных машин, телевизоров и т.д.
Сегменты мебельного рынка в России в 2018 г
Ключевым сегментами российского производства мебели является производство деревянной мебели для спальных и гостиных комнат. При этом данный сегмент наиболее сложный с точки зрения производства, рентабельность же в мебельной отрасли невысока – порядка 10-15%.
Перспективным и растущим направлением является производство кухонной мебели. Многие российские фирмы-производители кухонной мебели начинают свою производственную деятельность со сборки мебели, закупая за рубежом комплектующие для фасадов, изготавливают каркасы из ДСП и собирают готовую мебель самостоятельно. Накопив определенный опыт и финансовые средства, компании устанавливают аналогичное оборудование, что и у зарубежных производителей, тем самым замыкая на себя весь производственный цикл. А более мелкие компании, не имеющие средств на создание производства полного цикла, продолжают заниматься сборкой. Однако, с точки зрения долгосрочной перспективы такие компании проигрывают производителям и в дальнейшем смогут выживать только за счет индивидуального подхода к клиенту или за счет собственных оригинальных разработок.
Всего на российском мебельном рынке представлено более 3 000 компаний, наибольшая часть из которых сосредоточена в двух регионах: Московский регион и Санкт-Петербург и Ленинградская область. Из большого количества производителей только 40 предприятий относятся к крупным игрокам с объемами выручки от продажи, превышающими 1 млдр руб в год.
Топ-10 производителей мебели по выручке от продажи продукции, РФ, 2017 г
№ |
Предприятие |
Регион |
Млн руб |
1 |
ООО «Ностос» |
г. Москва |
15 380,5 |
2 |
ООО «Мебель стиль» |
Калининградская область |
10 499,1 |
3 |
ООО «Аскона-век» |
Владимирская область |
8 450,3 |
4 |
ООО «Молния» |
г. Москва |
7 821,2 |
5 |
ООО «Мебельная фабрика «Мария» |
Саратовская область |
7 188,9 |
6 |
ООО «Король диванов» |
Саратовская область |
4 613,1 |
7 |
ООО «ДОК-15» |
Московская область |
3 905,6 |
8 |
АО «ОЗ «Микрон» |
Псковская область |
3 883,9 |
9 |
АО МК «Шатура» |
Московская область |
3 610,8 |
10 |
ООО «Икеа Индастри Тихвин» |
Ленинградская область |
3 431,1 |
Источник: BusinesStat