Импортозамещение в условиях санкций: успешный опыт российских рынков
Не секрет, что санкции сами по себе накладывают ограничения на импорт. Такое ограничение торговли должно приводить к развитию внутреннего производства. Однако этого не происходит. Часть рынков под санкциями так и остаются импортными, меняются только поставщики. Механизмы импортозамещения имеют более сложную логику.
Мы постараемся раскрыть основные драйверы импортозамещения на примере пяти рынков, где импортозамещение идет успешно.
Яблоки
С начала двухтысячных годов в России действовали национальные программы касающиеся продовольственной безопасности. Часть этих программ к нынешнему времени уже успешно завершены. Например, практически полностью были замещены импортные поставки мясных и молочных продуктов. Программы включали как субсидии сельхозпредприятиям так и прямые ограничения импорта. Очередь комплексных программ поддержки для яблок наступила в 2012 г, а к настоящему времени результаты импортозамещения уже выглядят внушительно. За последние пять лет доля импорта на рынке яблок сократилась в 2 раза, с 26,9 до 12,3%.
Для проведения импортозамещения яблок параллельно реализовывалось два комплекса программ.
Первый мы уже ранее отметили, это ограничение импорта. Для яблок можно упомянуть три наиболее значимые программы последних лет. Это ограничения на ввоз в Россию семечковых культур, включая яблоки из Китая. Это эмбарго на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. И это введения дополнительных норм сертификации продукции для всех импортеров. Как мы видим природа ограничений может быть разная, от введения норм сертификации до прямых эмбарго, но эффект предсказуем, импорт становится менее рентабельным по отношению к собственному производству.
При этом только ограничения импорта не достаточно, надо еще поддержать собственное производство, и здесь у нас ключевыми мерами может служить введение пониженной ставки НДС на плодово-ягодную продукцию, сейчас эта ставка равна 10%.
Второй комплекс программ - прямое субсидирование всех звеньев производства, логистики и хранения яблок. Чтобы все сработало, нужно поддержать абсолютно всю производственную цепочку, от выращивания саженцев до хранения конечной продукции. Это работа успешно в России проводится, доктрина продовольственной безопасности работает, строительство инфраструктуры для рынка яблок активно продолжается в настоящее время.
Лактоза
Лактоза, или молочный сахар, является важным ингредиентом при производстве детского питания, в хлебопекарной и кондитерской отраслях. При производстве мясных продуктов, полуфабрикатов и продуктов быстрого приготовления – в качестве стабилизатора. Лактоза служит основой для производства пищевых вкусо-ароматических добавок. Применяется при производстве диабетических продуктов, лекарств, БАДов, кормов для животных.
По оценкам BusinesStat, в 2019-2023 гг производство лактозы и лактозного сиропа в России возросло почти в 3 раза: с 714 до 1863 т. При этом доля импорта сократилась с 96 до 87%.
Давайте разберем в чем причина такого успеха и обратимся к истории рынка. И тут мы с вами выясняем что всю отрасль пришлось выстраивать практически с нуля, и без участия государства такой рывок было сделать сложно.
Было создано государственно-частное партнерство, включающее производителя продукции, научный институт и собственно государство. Для запуска производства предусматривалось как создание самого проекта так прямое субсидирование при строительстве производственных мощностей. В итоге всех принятых мер промышленный выпуск лактозы на базе Молочного комбината «Ставропольский» начался в 2019 г.
В это время весь рынок как вы понимаете был импортным, и 87,4% импорта лактозы на российский рынок обеспечивали страны Европы. Как мы понимаем, сложности в торговле с ЕС сейчас также поддерживают развитие собственного производства.
По словам представителей МКС, комбинат сейчас может нарастить объемы производства лактозы и лактозного сиропа вплоть до полного замещения импортных поставок, так как предприятие имеет необходимое оборудование, специалистов, инженерную базу и мастерские для увеличения выпуска продукции. Есть и другие проекты российских производителей в этой области. Потенциал импортозамещения огромен, рынок в своей основе остается импортным.
Ветеринарные препараты
По оценкам BusinesStat, за 2019-2023 гг производство ветеринарных препаратов в России выросло на 40%: с 26,9 до 37,6 млн упаковок. Доля импорта за этот период сократилась с 72 до 47%.
Так как ветеринария и фармакология является важными отраслями для национальной безопасности, последние годы был принят целый ряд постановлений, затрудняющих импорт. Были повышены требования к зарубежным поставщикам, вплоть до сертификации зарубежных производственных площадок. Также зарубежные компании должны были сертифицировать и сами препараты и передавать штаммы бактерий, против которых эти препараты действуют. Дополнительно в последнее время разрабатывалась законодательная база для полного запрета ввоза препаратов, аналоги которых производятся в России.
Проблемы с поставками импортной продукции в 2022-2023 гг дали возможность расширить внутреннее производство ветпрепаратов. Этому способствовала активная господдержка: упрощение процедуры регистрации препаратов, введен мораторий на проведение проверок предприятий, поддерживалась разработка новых отечественных препаратов.
Электромобили
По оценкам BusinesStat, за 2019-2023 гг продажи электромобилей (без ДВС) в России выросли почти в 49 раз и составили 8,2 тыс шт в 2023 г. Рынок является молодым и динамично развивается, в этом случае действовал эффект низкой базы.
По всем имеющимся у нас данным, российским предприятиям удастся занять основную долю отечественного рынка. И если в 2024 году доли отечественной и импортной продукции составили примерно 50 на 50%, то к 2028 г доля импорта должна сократиться до 36%.
Главным факторов доминирования на рынке электрокаров станет не ограничения импорта а регулирование спроса на собственную продукцию. Попробую пояснить что мы имеем в виду.
Санкции конечно вызвали уход с российского рынка крупных зарубежных игроков (Volkswagen, General Motors, Toyota, Nissan, Mercedes-Benz), однако технику начали активно ввозить в страну из Китая. Ужесточение правил сертификации не остановит китайские компании. Однако спрос на автомобили все равно будет сдвигаться в сторону отечественных аналогов.
Существенной мотивацией для приобретения электромобиля является обнуление транспортного налога, бесплатная парковка, зарядка и проезд по платным дорогам, льготное кредитование и лизинг на электромобили с возмещением затрат в размере 35% от стоимости. Все эти программы будут действовать только на отечественные автомобили.
Также надо учитывать, что основной спрос на электрокары будет создаваться в корпоративном сегменте. В таких отраслях как такси, доставка, каршеринг, использование электротранспорта дает ощутимую экономию. Очевидными действиями государства будет поддержка крупных контрактов именно на отечественную продукцию.
Так, в 2023 г автозавод «Москвич» заключил крупный контракт по поставкам 2 тыс своих электромобилей для таксопарков и партнеров по каршерингу «Яндекс.Такси».
Особый интерес к электротранспорту проявляют государственные компании, занятые в сфере энергетической инфраструктуры и экологии. Так, Минприроды России заявило, что с 2023 г будет закупать для сотрудников центрального аппарата только электромобили.
Если учесть, что поддержка спроса будет обеспечена и собственным предложением, то занять лидирующие позиции на собственным рынке представляется вполне реализуемой задачей.
Информационные технологии в сфере образования
По оценкам BusinesStat, в 2019-2023 гг российский рынок образовательных технологий вырос более чем в 3 раза: с 35,3 до 117,9 млрд руб.
В условиях пандемии школы, университеты и образовательные центры были вынуждены ускоренно переходить на онлайн-формат, что спровоцировало массовый спрос на системы управления образовательным контентом, цифровые инструменты для проведения уроков, тестирований и оценки учеников.
Здесь государство играет еще более жесткую роль в управлении спросом, чем на рынках электромобилей или фармацевтики. Практически вся отрасль образования, от детских садов и школ до институтов находится под бюджетной опекой, и у государства достаточно рычагов чтобы перевести весь рыночный спрос на отечественные решения. Крупные российские корпорации и частные онлайн школы также предпочитают разрабатывать собственные ИТ решения. В итоге данный ИТ рынок, как и многие другие, представлен в подавляющем большинстве российскими компаниями.
Тут можно сделать здесь акцент на таком интересном виде господдержки как акселерация. Государство и корпорации выделяют деньги на создание ИТ проектов с нуля, а затем - на их масштабирование. Этот передовой институт создания и развития собственных продуктов хорошо прижился в России. Мы можем с уверенностью говорить что большинство отраслевых ИТ рынков, таких как технологии для образования, для финансов, для строительства и другие, будут находиться под ответственными компаниями. По всем этим рынкам вы можете приобрести обзоры на нашем сайте.