Меню
Каталог
Корзина
Корзина пуста
+7 (495) 180-04-19 8 800 222-36-90
Заказ звонка
Нам необходимо Ваше согласие
  • RU

Исследование рынка кинотеатров

Анализ рынка кинотеатров России

Для многих россиян посещение кинотеатров является одним из наиболее доступных вариантов проведения досуга. В условиях сокращения реальных доходов населения в 2014-2017 гг кинотеатры сохранили свою привлекательность за счет сдерживания роста цен на билеты. В крупных городах кинотеатры могут располагаться в торгово-развлекательных центрах, что провоцирует больше «спонтанных» покупок билетов на сеансы.

Современные кинотеатры представляют собой многофункциональные комплексы с несколькими зрительными залами, оснащенными необходимым оборудованием для комфортного просмотра фильмов. На этапе проектирования и строительства кинотеатров учитываются высокие требования к акустическим характеристикам кинозалов и к видимости экрана зрителями.

В 2018 г в России действовало 1625 организаций, ведущих деятельность в области демонстрации кинофильмов. При этом на долю частных компаний приходилось 53,7% (873 организации).

Основным оборудованием кинотеатров являются стационарные киноустановки. Киноустановка – это комплект оборудования, предназначенный для демонстрации кинофильмов. Современные киноустановки включают в себя цифровой проектор (работающий в паре с сервером), высокоотражающий экран, звуковоспроизводящее устройство с громкоговорителями, электросиловое оборудование, оборудование для включения и выключения освещения зрительного зала и прочее оборудование. Некоторые кинотеатры по-прежнему используют пленочные кинопроекторы из-за высокой стоимости цифровых.

За 2016-2018 гг численность киноустановок в России выросла на 19,3%: с 4,3 тыс шт до 5,1 тыс шт. Росту количества киноустановок способствовала программа кинофикации малых городов, которую реализует Фонд кино. В рамках программы кинотеатры в населенных пунктах России с численностью населения до 500 тыс чел получали субсидии для оснащения современным цифровым оборудованием. Обязательными условиями получения субсидий являлись пятилетнее соблюдение доли показа национальных фильмов на уровне не менее 50% в квартал и осуществление регулярного кинопоказа в объеме не менее 50 дней в квартал.

Классификация

Согласно международной классификации кинотеатров, по количеству залов выделяют:

  • однозальные кинотеатры,

  • миниплексы (от 2 до 7 залов),

  • мультиплексы (от 8 до 15 залов),

  • мегаплексы (16 и более залов).

По оценкам экспертов, в России в структуре кинозалов преобладают миниплексы и мультиплексы порядка 56% и 27% соответственно. При этом большинство залов оснащено технологией 3D-показа.

Технология трехмерного изображения предназначена для того, чтобы зритель почувствовал себя участником событий фильма. Технология основана на поляризационном разделении изображения на экран с помощью проектора с двумя объективами проецируются два видеопотока. Видеопотоки показывают один и тот же объект с разных сторон и имеют разную поляризацию. При использовании 3D очков каждый глаз видит только одну часть изображения. Затем обе картинки обрабатываются мозгом и воспринимаются как объемное изображение.

Кассовые сборы кинопроката равны выручке участников рынка от демонстрации фильмов. В 2018 г кассовые сборы отечественных кинотеатров сократились на 6,1% относительно предыдущего года и составили 50,4 млрд руб.

Объём кассовых сборов всех кинотеатров в России в 2016-2018 гг

Параметр

2016

2017

2018

Стоимостный объем сборов всех кинотеатров (млрд руб)

48,6

53,7

50,4

Динамика (% к предыдущему году)

-

10,6

-6,1

Источник: BusinesStat

Выручка кинопрокатчиков сокращалась из-за уменьшения количества проданных билетов, что связано с рядом факторов. Во-первых, трагедия в кинотеатре в Кемерово стала причиной внеплановых проверок пожарной безопасности на всех площадках. Из-за выявления грубых нарушений некоторые кинотеатры закрылись, другим пришлось приостановить деятельность для устранения замечаний пожарной инспекции. Во-вторых, жаркая погода и проведение в России Чемпионата мира по футболу стали причиной провала летнего сезона. В-третьих, отмечалась конкуренция с онлайн-видеосервисами.

Рейтинг топ-10 фильмов по кассовым сборам в России в 2018 г

Название фильма

Сборы, млн руб

Страна

1

Движение вверх 

2 833,3

Россия

2

Веном

1 913,2

Китай, США

3

Мстители: Война бесконечности

1 875,9

США

4

Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда

1 515,2

Великобритания, США

5

Лед 

1 445,7

Россия

6

Дэдпул 2

1 236,8

США

7

Монстры на каникулах 3: Море зовет

1 125,2

США, Южная Корея 

8

Мир Юрского периода 2

1 096,8

США

9

Богемская рапсодия 

977,5

Великобритания, США

10

Аквамен

963,7

Австралия, США

Источник: BusinesStat

По итогам 2018 г лидером по объему кассовых сборов в стране стал отечественный фильм «Движение вверх» (2,8 млрд руб). На долю 10 фильмов-лидеров проката приходилось 29,7% стоимостного объема российского рынка (15 млрд руб). Стоит отметить, что в десятку самых кассовых фильмов вошли 2 фильма отечественного производства, остальные фильмы из рейтинга были сняты преимущественно в США (включая совместное производство с другими странами).

Прогноз объёма кассовых сборов всех кинотеатров в России в 2019-2021 гг

Параметр

2019

2020

2021

Стоимостный объем сборов всех кинотеатров (млрд руб)

53,9

56,0

57,9

Динамика (% к предыдущему году)

6,9

3,9

3,4

Источник: BusinesStat

Прогноз

Ожидается, что в 2019 г рынок восстановится. Объем кассовых сборов всех кинотеатров страны за 2019-2021 гг вырастет на 7,4% и к концу периода достигнет 57,9 млрд руб. Факторами роста станут как увеличение числа посещений кинотеатров, так и рост цен на билеты в кино.

В ближайшие годы на российском рынке кинопроката будут наблюдаться следующие тенденции:

  • Рост доли старшего поколения среди посетителей кинотеатров. По прогнозам Росстата, в 2019-2021 гг в России произойдет сокращение численности населения в возрасте 18-30 лет на 4%-5% в год. Это не приведет к спаду числа зрителей, однако потребует от кинопрокатчиков дополнительных усилий по привлечению населения других возрастных групп. 

  • Увеличение объемов работы кинотеатров с альтернативным (креативным) контентом (трансляция спортивных соревнований, музыкальных концертов, театральных постановок, показ документальных и научно-популярных фильмов). Показ альтернативного контента можно совмещать с показом основного репертуара за счет многозальности современных кинотеатров. Данное направление будет формировать имидж кинотеатра как места интеллектуального развлечения и позволит привлечь новую аудиторию.

  • Рост числа отечественных картин в прокате, чему способствует действующая политика Минкульта, направленная на поддержку кинотеатров в малых населенных пунктах при условии высокой доли показа национальных фильмов.

Товар добавлен в корзину

Заказать исследование
Нам необходимо Ваше согласие

Обзор добавлен в корзину

Продолжить покупки Оформить заказ