Анализ рынка мебели
По оценкам BusinesStat, в 2015 г продажи мягкой мебели в России снизились на 30,2% по сравнению с 2014 г и составили 10,7 млн шт. Снижение продаж наблюдалось на фоне негативных изменений в российской экономике, существенно сказавшихся на покупательной способности россиян. Многие домохозяйства предпочли отложить покупку зачастую дорогой мягкой мебели, не являющейся предметом первой необходимости, на неопределенный срок с целью сохранения сбережений.
В 2015 г средняя розничная цена продаж мягкой мебели составила 8 601,9 руб за шт, что на 28,9% выше значения показателя предыдущего года. На увеличение розничной цены оказывали воздействие такие факторы, как девальвация рубля и рост стоимости импортной мягкой мебели, а также рост отпускных цен российских производителей. При этом необходимо отметить, что в условиях значительного роста цен потребительские предпочтения сместились в сторону более дешевых изделий, в частности, продукции российского производства.
Ожидается, что в 2016-2017 гг объем продаж мягкой мебели продолжит снижаться – до 9,13 млн шт в 2017 г. Это будет вызвано продолжающимся кризисом в российской экономике, снижением реальных доходов населения и темпов ввода в эксплуатацию нового жилья. Начиная с 2018 г по мере восстановления российской экономики ожидается увеличение натурального объема продаж – до 12,49 млн шт в 2020 г.
Классификация мягкой мебели
Мягкая мебель – собирательное название комфортабельных мебельных изделий для сидения и лежания, имеющих мягкий элемент.
В обзоре приводится детализация по производству по видам мягкой мебели:
- Стулья металлические обитые
- Кресла металлические обитые
- Диваны, кушетки, софы металлические обитые
- Мебель для сидения металлические обитая бытовая
- Мебель для сидения металлическая обитая для общественного сектора
- Стулья деревянные обитые
- Кресла деревянные обитые
- Диваны, кушетки, софы деревянные обитые
- Мебель для сидения деревянная обитая бытовая
- Мебель для сидения деревянная обитая для общественного сектора
Спрос и предложение мягкой мебели
В главе приведены объемы спроса и предложения мягкой мебели на российском рынке.
Предложение
Объем предложения мягкой мебели равен сумме складских запасов мягкой мебели на начало года и мягкой мебели, которая была произведена или завезена в Россию в течение года.
Таблица 9. Предложение мягкой мебели, РФ, 2011-2015 гг (млн шт; %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Предложение (млн шт) |
17,46 |
19,40 |
19,69 |
19,40 |
14,43 |
Динамика предложения (% к предыдущему году) |
- |
11,1 |
1,5 |
-1,5 |
-25,6 |
Источник: BusinesStat
Таблица 10. Прогноз предложения мягкой мебели, РФ, 2016-2020 гг (млн шт; %)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Предложение (млн шт) |
12,93 |
12,38 |
12,82 |
14,14 |
16,73 |
Динамика предложения (% к предыдущему году) |
-10,4 |
-4,3 |
3,6 |
10,3 |
18,4 |
Источник: BusinesStat
Наибольший объем предложения мягкой мебели на рынке за пятилетний период был зафиксирован в 2013 г – 19,69 млн шт. Наименьший объем предложения наблюдался в 2015 г – 14,43 млн шт. Следует отметить, что в 2014-2015 гг наблюдалось ежегодное снижение объема предложения мягкой мебели на рынке на 1,5-25,6% в год.
Колебания показателя в 2011-2015 гг происходили под влиянием изменения объемов внутреннего производства и импорта мягкой мебели, которые в свою очередь были вызваны колебаниями спроса на продукцию.
На российском рынке представлена продукция как отечественных, так и иностранных производителей. Подавляющая часть импортной мягкой мебели, продаваемой в России, произведена в Китае. Также значительную часть импортной мягкой мебели составляет продукция украинских, белорусских, итальянских и польских производителей.
По нашим прогнозам, в 2016-2017 гг под влиянием продолжающегося кризиса в российской экономике предложение мягкой мебели продолжит снижаться на 4,3-10,4% в год. Начиная с 2018 г предложение продукции будет расти возрастающими темпами и в 2020 г составит 16,73 млн шт.
Стоимостный объем экспорта
Таблица 54. Экспорт мягкой мебели, РФ, 2011-2015 гг (млн долл, %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Экспорт (млн долл) |
24,1 |
29,9 |
32,7 |
29,0 |
23,1 |
Динамика экспорта (% к предыдущему году) |
- |
23,8 |
9,5 |
-11,5 |
-20,4 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ, BusinesStat
Таблица 55. Прогноз экспорта мягкой мебели, РФ, 2016-2020 гг (млн долл, %)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Экспорт (млн долл) |
24,5 |
27,3 |
31,1 |
36,1 |
41,9 |
Динамика экспорта (% к предыдущему году) |
6,3 |
11,5 |
13,7 |
16,1 |
16,2 |
Источник: BusinesStat
В 2015 г стоимостный объем экспорта мягкой мебели снизился на 20,4% по сравнению с 2014 г и составил 23,1 млн долл. Стоимостный объем снизился, несмотря на увеличение натурального объема экспорта (на 17,1%), что было вызвано снижением средней цены экспорта (на 32,0%).
По нашим прогнозам, в 2020 г стоимостный объем экспорта составит 41,9 млн долл.
Таблица 56. Экспорт мягкой мебели по странам мира, РФ, 2011-2015 гг (тыс долл)
Страна |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Абхазия |
448,7 |
232,4 |
365,8 |
745,1 |
218,7 |
Австрия |
251,9 |
2 536,1 |
4 231,2 |
2 419,1 |
1,4 |
Азербайджан |
23,2 |
26,6 |
48,8 |
151,7 |
61,0 |
Армения |
89,2 |
158,2 |
154,7 |
78,2 |
108,6 |
Беларусь |
1 888,9 |
2 651,9 |
4 228,1 |
3 935,9 |
3 711,7 |
Бельгия |
33,7 |
10,7 |
- |
- |
6,7 |
Великобритания |
0,6 |
4,3 |
0,0 |
- |
15,5 |
Венгрия |
1,9 |
- |
0,2 |
- |
3,4 |
Германия |
42,1 |
50,0 |
69,9 |
127,3 |
307,1 |
Грузия |
0,7 |
49,5 |
7,6 |
48,4 |
6,4 |
Израиль |
32,1 |
0,1 |
24,9 |
- |
2,2 |
Италия |
31,5 |
360,0 |
69,8 |
26,6 |
19,6 |
Казахстан |
15 670,9 |
18 705,2 |
19 030,1 |
18 233,3 |
14 918,9 |
Киргизия |
38,1 |
31,5 |
28,2 |
20,6 |
135,6 |
Китай |
14,9 |
0,2 |
10,4 |
9,5 |
29,4 |
Латвия |
89,8 |
50,5 |
49,1 |
321,0 |
258,0 |
Литва |
27,5 |
2,7 |
201,6 |
51,8 |
795,3 |
Молдова |
187,8 |
181,7 |
47,6 |
281,8 |
40,8 |
Монголия |
287,1 |
276,3 |
488,4 |
295,6 |
296,4 |
Нигерия |
- |
1,2 |
17,7 |
8,3 |
11,0 |
Нидерланды |
205,9 |
210,6 |
209,3 |
27,9 |
0,3 |
Норвегия |
0,5 |
2,0 |
19,1 |
2,3 |
2,1 |
ОАЭ |
309,3 |
116,8 |
157,0 |
64,4 |
45,8 |
Польша |
28,2 |
8,8 |
6,0 |
8,3 |
26,5 |
Румыния |
- |
1,2 |
51,8 |
13,2 |
48,0 |
США |
8,2 |
47,8 |
14,7 |
68,5 |
73,4 |
Таджикистан |
13,3 |
9,7 |
224,3 |
2,9 |
141,9 |
Танзания |
- |
12,7 |
- |
0,5 |
- |
Тунис |
- |
46,5 |
- |
5,2 |
- |
Туркмения |
77,3 |
27,8 |
33,5 |
27,7 |
56,7 |
Турция |
0,8 |
7,9 |
34,6 |
8,1 |
1,1 |
Уганда |
3,0 |
- |
- |
- |
- |
Узбекистан |
37,2 |
14,5 |
63,2 |
28,3 |
49,2 |
Украина |
3 065,8 |
2 403,9 |
1 785,9 |
846,4 |
477,5 |
Финляндия |
70,0 |
61,1 |
14,6 |
20,9 |
13,0 |
Франция |
477,1 |
351,6 |
356,2 |
215,2 |
197,1 |
Черногория |
87,4 |
- |
0,9 |
0,5 |
- |
Чехия |
190,2 |
177,0 |
89,2 |
95,6 |
23,1 |
Швеция |
17,7 |
16,0 |
30,1 |
16,0 |
25,5 |
Шпицберген и Ян Майен |
3,2 |
158,6 |
1,2 |
0,4 |
2,3 |
Эстония |
307,8 |
737,0 |
479,9 |
567,4 |
748,1 |
Южная Осетия |
69,5 |
31,6 |
38,7 |
107,9 |
98,4 |
Прочие страны |
11,2 |
126,4 |
58,2 |
104,0 |
89,6 |
Все страны мира |
24 144,0 |
29 898,9 |
32 742,5 |
28 986,0 |
23 067,3 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ, BusinesStat
В 2011-2015 гг на долю Казахстана приходилось от 58,1% до 64,9% стоимостного объема экспорта.