За 2017-2021 гг продажи электрических ламп в России снизились на 17,6%: с 957 до 789 млн шт.
По данным «Анализа рынка электрических ламп в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, за 2017-2021 гг продажи всех типов электрических ламп в стране снизились на 17,6%: с 957 до 789 млн шт.
Основной тенденцией последних лет являлся массовый переход всех категорий покупателей на светодиодное освещение. LED лампы надежны, экологичны, энергоэффективны, а главное долговечны. В 2017-2021 гг наблюдался рост продаж светодиодных ламп на фоне сокращения объемов реализации всех остальных видов светильников. По итогам 2021 г доля LED ламп составила 56% от совокупного объема продаж (против 32% в 2017 г). На втором месте в 2021 г были лампы накаливания с долей 29%, на третьем – галогенные лампы (10%).
По мере распространения светодиодного освещения снижалась частота покупок ламп, так как они реже требовали замены. В 2020 г падение продаж усилилось на фоне кризиса и пандемии, когда произошло сжатие спроса главным образом со стороны коммерческого сектора. В результате за 2017-2020 гг продажи всех электрических ламп в России сократились с 957 до 746 млн шт.
Рост рынка наблюдался только в 2021 г (+5,6% относительно предыдущего года). Этому способствовали замена устаревшей светотехники и модернизация производств, которые откладывались в период коронакризиса, восстановление деловой активности после снятия ограничений на деятельность предприятий и общественных заведений. Положительно на продажах сказалось также оживление жилищного строительства после начала действия программы льготной ипотеки, возобновление различных мероприятий в сфере энергетики и благоустройства. Тем не менее рост продаж в 2021 г не смог компенсировать падения предыдущих лет.
Зависимость рынка от импорта высока: более 80% реализуемых в стране ламп зарубежного производства. Отечественные производители также в основном используют импортные материалы и комплектующие.