Исследование рынка кинотеатров
Анализ рынка кинотеатров России
Для многих россиян посещение кинотеатров является одним из наиболее доступных вариантов проведения досуга. В условиях сокращения реальных доходов населения в 2014-2017 гг кинотеатры сохранили свою привлекательность за счет сдерживания роста цен на билеты. В крупных городах кинотеатры могут располагаться в торгово-развлекательных центрах, что провоцирует больше «спонтанных» покупок билетов на сеансы.
Современные кинотеатры представляют собой многофункциональные комплексы с несколькими зрительными залами, оснащенными необходимым оборудованием для комфортного просмотра фильмов. На этапе проектирования и строительства кинотеатров учитываются высокие требования к акустическим характеристикам кинозалов и к видимости экрана зрителями.
В 2018 г в России действовало 1625 организаций, ведущих деятельность в области демонстрации кинофильмов. При этом на долю частных компаний приходилось 53,7% (873 организации).
Основным оборудованием кинотеатров являются стационарные киноустановки. Киноустановка – это комплект оборудования, предназначенный для демонстрации кинофильмов. Современные киноустановки включают в себя цифровой проектор (работающий в паре с сервером), высокоотражающий экран, звуковоспроизводящее устройство с громкоговорителями, электросиловое оборудование, оборудование для включения и выключения освещения зрительного зала и прочее оборудование. Некоторые кинотеатры по-прежнему используют пленочные кинопроекторы из-за высокой стоимости цифровых.
За 2016-2018 гг численность киноустановок в России выросла на 19,3%: с 4,3 тыс шт до 5,1 тыс шт. Росту количества киноустановок способствовала программа кинофикации малых городов, которую реализует Фонд кино. В рамках программы кинотеатры в населенных пунктах России с численностью населения до 500 тыс чел получали субсидии для оснащения современным цифровым оборудованием. Обязательными условиями получения субсидий являлись пятилетнее соблюдение доли показа национальных фильмов на уровне не менее 50% в квартал и осуществление регулярного кинопоказа в объеме не менее 50 дней в квартал.
Классификация
Согласно международной классификации кинотеатров, по количеству залов выделяют:
-
однозальные кинотеатры,
-
миниплексы (от 2 до 7 залов),
-
мультиплексы (от 8 до 15 залов),
-
мегаплексы (16 и более залов).
По оценкам экспертов, в России в структуре кинозалов преобладают миниплексы и мультиплексы − порядка 56% и 27% соответственно. При этом большинство залов оснащено технологией 3D-показа.
Технология трехмерного изображения предназначена для того, чтобы зритель почувствовал себя участником событий фильма. Технология основана на поляризационном разделении изображения − на экран с помощью проектора с двумя объективами проецируются два видеопотока. Видеопотоки показывают один и тот же объект с разных сторон и имеют разную поляризацию. При использовании 3D очков каждый глаз видит только одну часть изображения. Затем обе картинки обрабатываются мозгом и воспринимаются как объемное изображение.
Кассовые сборы кинопроката равны выручке участников рынка от демонстрации фильмов. В 2018 г кассовые сборы отечественных кинотеатров сократились на 6,1% относительно предыдущего года и составили 50,4 млрд руб.
Объём кассовых сборов всех кинотеатров в России в 2016-2018 гг
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
Стоимостный объем сборов всех кинотеатров (млрд руб) |
48,6 |
53,7 |
50,4 |
Динамика (% к предыдущему году) |
- |
10,6 |
-6,1 |
Источник: BusinesStat
Выручка кинопрокатчиков сокращалась из-за уменьшения количества проданных билетов, что связано с рядом факторов. Во-первых, трагедия в кинотеатре в Кемерово стала причиной внеплановых проверок пожарной безопасности на всех площадках. Из-за выявления грубых нарушений некоторые кинотеатры закрылись, другим пришлось приостановить деятельность для устранения замечаний пожарной инспекции. Во-вторых, жаркая погода и проведение в России Чемпионата мира по футболу стали причиной провала летнего сезона. В-третьих, отмечалась конкуренция с онлайн-видеосервисами.
Рейтинг топ-10 фильмов по кассовым сборам в России в 2018 г
№ |
Название фильма |
Сборы, млн руб |
Страна |
1 |
Движение вверх |
2 833,3 |
Россия |
2 |
Веном |
1 913,2 |
Китай, США |
3 |
Мстители: Война бесконечности |
1 875,9 |
США |
4 |
Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда |
1 515,2 |
Великобритания, США |
5 |
Лед |
1 445,7 |
Россия |
6 |
Дэдпул 2 |
1 236,8 |
США |
7 |
Монстры на каникулах 3: Море зовет |
1 125,2 |
США, Южная Корея |
8 |
Мир Юрского периода 2 |
1 096,8 |
США |
9 |
Богемская рапсодия |
977,5 |
Великобритания, США |
10 |
Аквамен |
963,7 |
Австралия, США |
Источник: BusinesStat
По итогам 2018 г лидером по объему кассовых сборов в стране стал отечественный фильм «Движение вверх» (2,8 млрд руб). На долю 10 фильмов-лидеров проката приходилось 29,7% стоимостного объема российского рынка (15 млрд руб). Стоит отметить, что в десятку самых кассовых фильмов вошли 2 фильма отечественного производства, остальные фильмы из рейтинга были сняты преимущественно в США (включая совместное производство с другими странами).
Прогноз объёма кассовых сборов всех кинотеатров в России в 2019-2021 гг
Параметр |
2019 |
2020 |
2021 |
Стоимостный объем сборов всех кинотеатров (млрд руб) |
53,9 |
56,0 |
57,9 |
Динамика (% к предыдущему году) |
6,9 |
3,9 |
3,4 |
Источник: BusinesStat
Прогноз
Ожидается, что в 2019 г рынок восстановится. Объем кассовых сборов всех кинотеатров страны за 2019-2021 гг вырастет на 7,4% и к концу периода достигнет 57,9 млрд руб. Факторами роста станут как увеличение числа посещений кинотеатров, так и рост цен на билеты в кино.
В ближайшие годы на российском рынке кинопроката будут наблюдаться следующие тенденции:
-
Рост доли старшего поколения среди посетителей кинотеатров. По прогнозам Росстата, в 2019-2021 гг в России произойдет сокращение численности населения в возрасте 18-30 лет на 4%-5% в год. Это не приведет к спаду числа зрителей, однако потребует от кинопрокатчиков дополнительных усилий по привлечению населения других возрастных групп.
-
Увеличение объемов работы кинотеатров с альтернативным (креативным) контентом (трансляция спортивных соревнований, музыкальных концертов, театральных постановок, показ документальных и научно-популярных фильмов). Показ альтернативного контента можно совмещать с показом основного репертуара за счет многозальности современных кинотеатров. Данное направление будет формировать имидж кинотеатра как места интеллектуального развлечения и позволит привлечь новую аудиторию.
-
Рост числа отечественных картин в прокате, чему способствует действующая политика Минкульта, направленная на поддержку кинотеатров в малых населенных пунктах при условии высокой доли показа национальных фильмов.