Меню
Каталог
Корзина
Корзина пуста
+7 (495) 180-04-19 8 800 222-36-90
Заказ звонка
Нам необходимо Ваше согласие
  • RU

В 2022 году рынок доставки еды в России вырастет только на 10% из-за кризиса

Аналитики BusinesStat проанализировали рынок доставки готовых блюд и продуктов. В период с 2019 по 2021 год его объем вырос почти в семь раз и составил 613 млрд рублей. На рынке представлено большое количество игроков, при этом ни один из них не занимает долю более 14% 

Рынок доставки еды в цифрах

Наибольший прирост рынка доставки еды, в который входит доставка готовых блюд и продуктов, пришелся на первый год пандемии (224,8%) — это было связано с закрытием заведений общественного питания и общим режимом самоизоляции в течение нескольких месяцев. По итогам 2021 года объем рынка составил 613 млрд. рублей.

По оценке BusinesStat, в 2022 году, несмотря на ожидаемое снижение количества заказов, рост рынка продолжится и составит 10%, что по итогам года составит 675,2 млрд руб. В 2023 году рынок также продолжит расти, и уже в 2024 году денежный оборот рынка может превысить триллион рублей (1032,8 млрд руб).

На рынке доставки еды представлено большое количество игроков: агрегаторы доставки еды (например, Яндекс Еда, Delivery Club, Broniboy), дарксторы (Самокат, Ozon fresh), маркетплейсы (СберМегаМаркет, Wildberries), торговые сети (X5 Group, ВкусВилл), рестораны и кафе (Dodo Brands, Якитория),  дарк-китчен (Кухня на районе, Dostaевский), фабрики-кухни (Grow Food, Шефмаркет), производители продуктов питания, развивающие собственные интернет-магазины своей продукции (KDV, Агрокомплекс), магазины и киоски с готовой едой, работающие навынос и на доставку (Суши WOK, «Много Лосося» от Х5 Group).

В итоге в топ-20 крупнейших игроков рынка вошли  компании самого разного профиля. При этом, по оценкам BusinesStat, ни одна из них не занимает на рынке долю более 14%. На весь топ-20 игроков приходится 72,1% объема рынка доставки, а еще 27,9% — на остальные компании.

Сформировался единый рынок доставки готовых блюд и продуктов

Потребительская привычка заказывать доставку еды окончательно закрепилась после взрывного роста популярности этой услуги в пандемию. Тогда бизнес ответил на этот запрос расширением предлагаемого ассортимента и форматов доставки. Сейчас доставку готовых блюд и продуктов развивают уже не только ресторанные сети и специализированные агрегаторы, но и маркетплейсы и ритейлеры. Также к доставке готовых блюд и продуктов подключаются логистические игроки, ранее традиционно не работавшие на этом рынке. Например, «Почта России» в июне 2022 года объявила о запуске экспресс-доставки из магазинов и ресторанов.

При этом все больше компаний одновременно доставляют сразу несколько разных групп продукции (от блюд из ресторанов и кулинарии до продуктов питания и товаров повседневного спроса), и параллельно используют разные форматы работы. Например, «физические» торговые сети могут иметь собственные дарксторы (Перекресток, ВкусВилл), а также дарк-китчен (X5 Group с сетью «Много лосося»). «Физические» ресторанные сети также могут иметь кухни, готовящие только для доставки (Шоколадница, TanukiFamily, Кофемания).

Все это привело к формированию единого рынка доставки готовых блюд и продуктов.

Каналы получения заказов для  ресторанов и магазинов

Результаты исследования BusinesStat показали, что среди ресторанов и продуктовых магазинов, предлагающих доставку, самым распространенным каналом заказа остается телефон: заказать доставку по телефону можно в  81% предприятий.

69% предприятий предлагают заказ доставки через собственный сайт, 64% доступны для заказа через агрегаторы ресторанов и доставки еды. У 35% предприятий можно сделать заказ в собственном мобильном приложении, а около 17% предлагают заказать доставку через соцсети и мессенджеры, в том числе в виде специализированных ботов.

Исследование показало, что столичные и региональные рестораны и магазины используют примерно одинаковый набор каналов для получения заказов.

Прогнозы развития рынка

Аналитики BusinesStat выделяют несколько  основных тенденций развития рынка в ближайшем будущем:

  • популярность доставки готовых блюд снизится на фоне роста цен в общепите и стремления потребителей экономить;
  • сегмент доставки продуктов питания продемонстрирует умеренный рост;
  • рост цен и снятие ковидных ограничений может привести  к снижению популярности сервисов, а рестораторы будут стараться развивать свою доставку;
  • компании будут оптимизировать свою деятельность, закрывать неэффективные направления;
  • рынок продолжит развитие за счет регионов.

Среди перспективных направлений развития можно отметить следующие:

  • развитие ассортимента, в том числе в категории «fresh», начало доставки алкоголя (при условии принятия соответствующего регулирования);
  • объединенная доставка еды из разных ресторанов и кафе, а также продуктов питания в одном заказе;
  • роботизированная доставка;
  • «гибридные» форматы, например дарксторы с интегрированной зоной шоурума.

Товар добавлен в корзину

Заказать исследование
Нам необходимо Ваше согласие

Обзор добавлен в корзину

Продолжить покупки Оформить заказ