В 2022 году рынок доставки еды в России вырастет только на 10% из-за кризиса
Аналитики BusinesStat проанализировали рынок доставки готовых блюд и продуктов. В период с 2019 по 2021 год его объем вырос почти в семь раз и составил 613 млрд рублей. На рынке представлено большое количество игроков, при этом ни один из них не занимает долю более 14%
Рынок доставки еды в цифрах
Наибольший прирост рынка доставки еды, в который входит доставка готовых блюд и продуктов, пришелся на первый год пандемии (224,8%) — это было связано с закрытием заведений общественного питания и общим режимом самоизоляции в течение нескольких месяцев. По итогам 2021 года объем рынка составил 613 млрд. рублей.
По оценке BusinesStat, в 2022 году, несмотря на ожидаемое снижение количества заказов, рост рынка продолжится и составит 10%, что по итогам года составит 675,2 млрд руб. В 2023 году рынок также продолжит расти, и уже в 2024 году денежный оборот рынка может превысить триллион рублей (1032,8 млрд руб).
На рынке доставки еды представлено большое количество игроков: агрегаторы доставки еды (например, Яндекс Еда, Delivery Club, Broniboy), дарксторы (Самокат, Ozon fresh), маркетплейсы (СберМегаМаркет, Wildberries), торговые сети (X5 Group, ВкусВилл), рестораны и кафе (Dodo Brands, Якитория), дарк-китчен (Кухня на районе, Dostaевский), фабрики-кухни (Grow Food, Шефмаркет), производители продуктов питания, развивающие собственные интернет-магазины своей продукции (KDV, Агрокомплекс), магазины и киоски с готовой едой, работающие навынос и на доставку (Суши WOK, «Много Лосося» от Х5 Group).
В итоге в топ-20 крупнейших игроков рынка вошли компании самого разного профиля. При этом, по оценкам BusinesStat, ни одна из них не занимает на рынке долю более 14%. На весь топ-20 игроков приходится 72,1% объема рынка доставки, а еще 27,9% — на остальные компании.
Сформировался единый рынок доставки готовых блюд и продуктов
Потребительская привычка заказывать доставку еды окончательно закрепилась после взрывного роста популярности этой услуги в пандемию. Тогда бизнес ответил на этот запрос расширением предлагаемого ассортимента и форматов доставки. Сейчас доставку готовых блюд и продуктов развивают уже не только ресторанные сети и специализированные агрегаторы, но и маркетплейсы и ритейлеры. Также к доставке готовых блюд и продуктов подключаются логистические игроки, ранее традиционно не работавшие на этом рынке. Например, «Почта России» в июне 2022 года объявила о запуске экспресс-доставки из магазинов и ресторанов.
При этом все больше компаний одновременно доставляют сразу несколько разных групп продукции (от блюд из ресторанов и кулинарии до продуктов питания и товаров повседневного спроса), и параллельно используют разные форматы работы. Например, «физические» торговые сети могут иметь собственные дарксторы (Перекресток, ВкусВилл), а также дарк-китчен (X5 Group с сетью «Много лосося»). «Физические» ресторанные сети также могут иметь кухни, готовящие только для доставки (Шоколадница, TanukiFamily, Кофемания).
Все это привело к формированию единого рынка доставки готовых блюд и продуктов.
Каналы получения заказов для ресторанов и магазинов
Результаты исследования BusinesStat показали, что среди ресторанов и продуктовых магазинов, предлагающих доставку, самым распространенным каналом заказа остается телефон: заказать доставку по телефону можно в 81% предприятий.
69% предприятий предлагают заказ доставки через собственный сайт, 64% доступны для заказа через агрегаторы ресторанов и доставки еды. У 35% предприятий можно сделать заказ в собственном мобильном приложении, а около 17% предлагают заказать доставку через соцсети и мессенджеры, в том числе в виде специализированных ботов.
Исследование показало, что столичные и региональные рестораны и магазины используют примерно одинаковый набор каналов для получения заказов.
Прогнозы развития рынка
Аналитики BusinesStat выделяют несколько основных тенденций развития рынка в ближайшем будущем:
- популярность доставки готовых блюд снизится на фоне роста цен в общепите и стремления потребителей экономить;
- сегмент доставки продуктов питания продемонстрирует умеренный рост;
- рост цен и снятие ковидных ограничений может привести к снижению популярности сервисов, а рестораторы будут стараться развивать свою доставку;
- компании будут оптимизировать свою деятельность, закрывать неэффективные направления;
- рынок продолжит развитие за счет регионов.
Среди перспективных направлений развития можно отметить следующие:
- развитие ассортимента, в том числе в категории «fresh», начало доставки алкоголя (при условии принятия соответствующего регулирования);
- объединенная доставка еды из разных ресторанов и кафе, а также продуктов питания в одном заказе;
- роботизированная доставка;
- «гибридные» форматы, например дарксторы с интегрированной зоной шоурума.