Анализ рынка игрушек
На протяжении 2011-2014 гг объем продаж детских игрушек в России в натуральном выражении ежегодно рос. Максимальное увеличение показателя было отмечено в 2012 г, когда продажи выросли на 12,3% по сравнению с 2011 г. В последующие годы также наблюдался рост продаж, но уже более низкими темпами. По итогам 2014 г продажи достигли своего максимума – 3,02 млрд шт. В 2015 г произошло снижение продаж по отношению к предыдущему году – на 9,3%, объем продаж составил 2,74 млрд шт.
Рынок детских товаров, в частности игрушек, достаточно устойчив к кризисным изменениям в экономике: спрос на продукцию снижается, но не так значительно как на других рынках. Это обусловлено как нежеланием взрослых экономить на детях, так и достаточно большим количеством праздников в году (день рождения, Новый год, гендерные праздники, 1 сентября и др.). Развитие сетей продаж, достаточно невысокая стоимость игрушек и их недолговечность также поддерживают продажи на стабильно высоком уровне.
По прогнозам BusinesStat, в 2016-2017 гг ожидается дальнейшее снижение продаж – до 2,49 млрд шт в 2017 г. Затем рынок начнет восстанавливаться, и уровень продаж вернется на докризисный. В 2020 г продажи детских игрушек ожидаются на уровне 2,97 млрд шт. Продажи детских товаров в ближайшие годы буду ограничены снижением рождаемости, вызванной тем, что в фертильный возраст вступает малочисленное поколение женщин, родившихся в 1990-е годы.
Спрос и предложение детских игрушек
В главе приведены параметры спроса и предложения детских игрушек на российском рынке.
Предложение
Объём рынка детских игрушек, предложенный к продаже в стране, равен сумме складских запасов детских игрушек на начало года и детских игрушек, которые были произведены или завезены в Россию в течение года.
Таблица 9. Предложение детских игрушек, РФ, 2011-2015 гг (млн шт; %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Предложение (млн шт) |
2 957,2 |
3 327,9 |
3 591,2 |
4 008,4 |
3 564,2 |
Динамика предложения (% к предыдущему году) |
- |
12,5 |
7,9 |
11,6 |
-11,1 |
Источник: BusinesStat
Таблица 10. Прогноз предложения детских игрушек, РФ, 2016-2020 гг (млн шт; %)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Предложение (млн шт) |
3 256,7 |
3 222,6 |
3 320,0 |
3 504,0 |
3 782,5 |
Динамика предложения (% к предыдущему году) |
-8,6 |
-1,0 |
3,0 |
5,5 |
7,9 |
Источник: BusinesStat
Объем предложения детских игрушек в России за пятилетний период достиг своего максимума в 2014 г – 4,0 млрд шт. В 2015 г под влиянием негативных изменений в российской экономике и последовавшим за ними снижением спроса на продукцию, предложение снизилось на 11,1% и составило 3,56 млрд шт.
Необходимо отметить, что российских рынок детских товаров, в том числе детских игрушек, характеризуется высокой долей контрафактных и нелегально произведенных изделий – так называемый сегмент «no name». По оценкам экспертов, в настоящее время система контроля над безопасностью и качеством продукции для детей не позволяет обеспечить должный уровень надзора за обращающейся на рынке продукцией. В наибольшей степени от сложившейся ситуации страдают потребители продукции и добросовестные производители.
В ближайшие два года предложение детских игрушек в России будет снижаться, что будет обусловлено продолжающимся кризисом в российской экономике и снижением спроса на продукцию. Начиная с 2018 г предложение возобновит свой рост и по итогам 2020 г составит 3,78 млрд шт.
Стоимостный объём экспорта
Таблица 54. Экспорт детских игрушек, РФ, 2011-2015 гг (млн долл; %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Экспорт (млн долл) |
26,5 |
41,2 |
59,3 |
58,5 |
53,2 |
Динамика экспорта (% к предыдущему году) |
- |
55,2 |
44,0 |
-1,4 |
-9,0 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ. Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) для участников внешнеэкономической деятельности «Учёт перемещения грузов и средств через границу». BusinesStat
Показатель «Экспорт детских игрушек» получен умножением веса «нетто» груза (тонн) на цену тонны груза (долл / т). Учитывается вес всех перевозимых через границу России грузов в течение года. Единицы учёта экспорта детских игрушек: все предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью в России.
Таблица 55. Прогноз экспорта детских игрушек, РФ, 2016-2020 гг (млн долл; %)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Экспорт (млн долл) |
52,2 |
55,0 |
59,3 |
64,0 |
69,4 |
Динамика экспорта (% к предыдущему году) |
-1,8 |
5,4 |
7,7 |
8,0 |
8,4 |
Источник: BusinesStat
В 2015 г стоимостный объем экспорта составил 53,2 млн долл, что на 9,0% ниже значения предыдущего года.