Анализ рынка косметики в России
В период с 2011 по 2015 гг производство косметических изделий в России выросло на 44%: с 1,56 млрд шт до 2,25 млрд шт.
Девальвация рубля оказала стимулирующее воздействие на отечественное производство косметических изделий по нескольким причинам. Во-первых, из-за снижения реальных доходов в 2015 г с одной стороны и невозможности полностью отказаться от использования продукта с другой покупатели переходили на потребление товаров более низкого ценового сегмента. А косметические изделия российского производства, как правило, относятся к более низким ценовым сегментам. Во- вторых, из-за ослабления рубля стоимость импортных товаров заметно выросла, что также заставило потребителей сократить объем потребления зарубежной продукции.
По данным BusinesStat, впервые за пять лет в 2015 г объем производства косметики в стране превысил количество импортного товара. Тем не менее, в люксовом сегменте российская продукция в ближайшей перспективе не сможет конкурировать с иностранными аналогами, а потому в перспективе объем импорта больше не будет значительно сокращаться.
Наибольшую долю в общем объеме производства косметических изделий в России занимают средства по уходу за волосами. Производство данного вида косметических изделий в 2011-2015 гг в стране составляло в среднем 36% от общего объема выпущенной продукции. В стране производятся средства по уходу за волосами не только под отечественными брендами. Часть российских предприятий также выпускает продукцию по контрактам с известными зарубежными марками.
На втором и третьем местах по объему производства находятся средства по уходу за кожей лица и тела и средства ухода за зубами. При этом объем производства средств по уходу за кожей лица и тела за пять лет значительно вырос: с 434,9 млрд шт в год в 2011 г до 721,3 млрд шт в 2015 г, что сопоставимо с выпуском продукции по уходу за волосами.
Спрос и предложение косметических изделий
В главе приведены объемы спроса и предложения косметических изделий на российском рынке.
Предложение
Объем предложения косметических изделий равен сумме складских запасов косметических изделий на начало года и всех косметических изделий, которые были произведены или завезены в Россию в течение года.
Таблица 9. Предложение косметических изделий, РФ, 2011-2015 гг (млрд шт; %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Предложение (млрд шт) |
4,47 |
4,66 |
4,79 |
4,99 |
4,98 |
Динамика предложения (% к предыдущему году) |
|
4,2 |
2,8 |
4,2 |
-0,3 |
Источник: BusinesStat
Таблица 10. Прогноз предложения косметических изделий, РФ, 2016-2020 гг (млрд шт; %)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Предложение (млрд шт) |
5,04 |
5,13 |
5,21 |
5,29 |
5,35 |
Динамика предложения (% к предыдущему году) |
1,4 |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
1,2 |
Источник: BusinesStat
Предложение косметических изделий в России в 2011-2015 гг выросло на 11,4%: с 4,47 млрд шт в 2011 г до 4,98 млрд шт в 2015 г. В 2011-2014 гг предложение росло на 2,8-4,2% в год, однако в 2015 г на фоне экономического спада в стране показатель снизился на 0,3%.
По нашим оценкам, предложение косметических изделий в России в 2016-2020 гг будет расти темпами более умеренными, чем в предыдущий пятилетний период. Динамика роста предложения будет составлять 1,2-1,6% ежегодно. Более заметному росту будут мешать два фактора: высокая насыщенность рынка и стремление потребителей более рационально расходовать свои средства в период экономической нестабильности.
Стоимостный объем экспорта
Таблица 63. Экспорт косметических изделий, РФ, 2011-2015 гг (млрд долл; %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Экспорт (млрд долл) |
0,53 |
0,58 |
0,68 |
0,62 |
0,50 |
Динамика экспорта (% к предыдущему году) |
|
10,2 |
17,6 |
-8,8 |
-19,1 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ, BusinesStat
Таблица 64. Прогноз экспорта косметических изделий, РФ, 2016-2020 гг (млрд долл; %)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Экспорт (млрд долл) |
0,53 |
0,57 |
0,61 |
0,65 |
0,69 |
Динамика экспорта (% к предыдущему году) |
4,9 |
7,1 |
7,1 |
7,0 |
6,4 |
Источник: BusinesStat
Таблица 65. Экспорт по видам косметических изделий, РФ, 2011-2015 гг (млн долл)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Декоративная косметика |
51,3 |
43,4 |
45,3 |
46,0 |
44,3 |
Средства по уходу за кожей лица и тела |
137,0 |
157,2 |
174,9 |
161,2 |
125,6 |
Средства по уходу за волосами |
194,8 |
223,2 |
275,0 |
260,9 |
201,7 |
Средства ухода за зубами |
61,3 |
64,1 |
73,6 |
53,1 |
46,0 |
Средства для бритья |
8,6 |
14,7 |
18,3 |
12,6 |
10,2 |
Дезодоранты и антиперспиранты |
57,6 |
61,0 |
79,8 |
67,8 |
54,9 |
Средства для ванн |
6,9 |
8,1 |
5,9 |
5,9 |
4,8 |
Прочая косметика |
8,5 |
8,0 |
9,1 |
14,3 |
15,0 |
Косметические изделия |
525,9 |
579,8 |
681,9 |
621,7 |
502,7 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ, BusinesStat
Таблица 66. Прогноз экспорта по видам косметических изделий, РФ, 2016-2020 гг (млн долл)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Декоративная косметика |
53,8 |
60,6 |
67,6 |
74,9 |
81,3 |
Средства по уходу за кожей лица и тела |
133,6 |
136,1 |
136,6 |
144,1 |
151,9 |
Средства по уходу за волосами |
201,5 |
219,0 |
235,8 |
250,9 |
264,5 |
Средства ухода за зубами |
46,5 |
50,4 |
56,2 |
61,4 |
68,8 |
Средства для бритья |
10,8 |
11,6 |
12,5 |
13,0 |
13,5 |
Дезодоранты и антиперспиранты |
59,4 |
63,3 |
69,4 |
73,8 |
76,9 |
Средства для ванн |
5,0 |
5,2 |
5,5 |
5,6 |
5,9 |
Прочая косметика |
17,1 |
18,9 |
21,6 |
24,0 |
26,3 |
Косметические изделия |
527,6 |
565,2 |
605,1 |
647,7 |
689,0 |
Источник: BusinesStat