Анализ рынка парикмахерских услуг
По оценкам BusinesStat, в 2014 г объем рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России увеличился по сравнению с 2013 г на 1% и составил 160 млн услуг. Незначительный рост показателя вызван снижением платежеспособности населения. При этом традиционно наибольшим спросом данные услуги пользовались в крупных городах, где люди активнее следят за своим внешним видом.
В 2015-2016 гг объем рынка услуг парикмахерских и салонов красоты будет сокращаться и составит
144 млн услуг в 2016 г. Снижение показателя произойдет под влиянием уменьшения числа потребителей услуг и частоты пользования данными услугами, сокращения количества парикмахерских и салонов красоты из-за роста налогов и повышения стоимости аренды.
В последние годы стоимостный объем рынка рос более высокими темпами из-за повышения цен. В 2014 г оборот рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России составил 92,5 млрд руб, что превысило уровень предыдущего года на 10%.
Снижение натурального объема рынка парикмахерских и салонов красоты в 2015-2016 гг отразится на замедлении ежегодных темпов прироста стоимостного объема до 4,8%-6,3%. В 2016 г показатель достигнет 103,1 млрд руб. В целом, прирост выручки участников рынка в 2015-2016 гг будет поддерживаться перераспределением спроса из премиум–сегмента на услуги заведений эконом- класса.
С 2015 г на рынке парикмахерских и салонов красоты в России будут наблюдаться следующие тенденции: рост числа салонов эконом-класса и усиление конкуренции в данном сегменте, постепенное появление крупных игроков, включая сетевые проекты, развитие маркетинговых коммуникаций в социальных сетях и использование партнерских программ для привлечения клиентов.
«Анализ рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России в 2010-2014 гг, прогноз на 2015-2019 гг» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив развития рынка. В обзоре приведена статистика учреждений и персонала, потребителей, указаны цены услуг, натуральные и стоимостные объемы рынка, финансовые и инвестиционные показатели отрасли, профили предприятий отрасли.
Часть информации в обзоре приводится со следующими детализациями:
Сектора рынка: эконом-класс, бизнес-класс, премиум-класс
Виды стрижек: женская, мужская
В обзоре приведены рейтинги по предприятиям отрасли «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». Рейтинги построены по отдельным юридическим лицам. Дополнительно приведены подробные профили пяти ведущих предприятий отрасли. В рейтингах и профилях учтены юридические лица, информация по которым содержится в базах Федеральной службы государственной статистики.
В обзоре информация детализирована по регионам страны.
Источниками информации для обзора являются профильные госорганы и научно– исследовательские организации:
- Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат)
- Министерство экономического развития РФ
- Министерство промышленности и торговли РФ
- Министерство финансов РФ
- Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
Состояние российской экономики
Базовые параметры российской экономики
Предыдущий мировой кризис, 2008-2009 гг России удалось пережить благодаря улучшению конъюнктуры на мировом рынке сырьевых товаров. Высокая валютная выручка вкупе с девальвацией рубля позволила наполнить бюджет и резко увеличить социальные расходы. Несмотря на отрицательный ВВП в 2008 г, всплеска безработицы не было. К концу 2009 г возобновился рост промышленного производства, строительства и сельского хозяйства. К концу 2011 г практически все макроэкономические показатели, кроме инвестиций и объемов строительных работ, достигли предкризисных значений.
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2010-2019 гг (трлн руб)
Параметр |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015* |
2016* |
2017* |
2018* |
2019* |
в текущих ценах |
46,3 |
56,0 |
62,2 |
66,8 |
77,4 |
93,2 |
105,8 |
113,1 |
120,5 |
129,6 |
в ценах 2008 г |
39,8 |
41,5 |
42,9 |
43,4 |
43,6 |
41,6 |
40,7 |
40,4 |
40,4 |
40,6 |
Источник: Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной статистики, Международный валютный фонд
* прогноз
Преодолев последствия финансового кризиса 2008-2009 гг, экономика России остановилась. Большинство экономических показателей ухудшилось со второй половины 2012 г. Наметился спад в промышленном производстве, инвестициях, строительстве и торговле.
В 2013 г экономика России уже балансировала на грани рецессии. Добыча полезных ископаемых, транспорт, энергетика, строительство упали по отношению к 2012 г. Уверенно росли лишь финансовая деятельность, операции с недвижимостью и здравоохранение. И рост, и падение отраслей при этом во многом было обусловлено не развитием рынка, а условиями государственного регулирования. Транспортникам и ЖКХ заморозили тарифы, в здравоохранении повышались зарплаты и значительные суммы выделялись на закупку оборудования. Более чем в полтора раза – с 3,1% до 5,1% (от фонда оплаты труда) – были повышены целевые налоги и отчисления на обязательное медицинское страхование. Рост финансового сектора в России во многом является «дутым». Нынешние тенденции на финансовом рынке представляются крайне опасными. Объем кредитов населению в 2012 г впервые превысил объем вкладов населения, что безотлагательно приводит к падению качества кредитного портфеля банков. Серьезной проблемой осталась стагнация промышленного производства и сельского хозяйства, где у государства меньше рычагов ручного управления.
С 2012 г рост бюджетных доходов прекратился, затормозился инвестиционный и потребительский спрос. Стагнация вкупе с падением роста ВВП продолжалась весь 2012-2013 гг, в 2014 г можно было констатировать, что рост экономики окончательно РФ прекратился. Таким образом, кризис начался не в 2014 г, с введением санкций против России, а еще в 2012 г. И страна вошла в кризис самостоятельно, в результате внутренней экономической политики. Внешнее давление лишь ускорило негативные процессы.
Таблица 2. Реальный ВВП и индекс реального физического объема ВВП, РФ, 2010-2019 гг (трлн руб, %)
Параметр |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015* |
2016* |
2017* |
2018* |
2019* |
Трлн руб. в ценах 2008 г |
39,8 |
41,5 |
42,9 |
43,4 |
43,6 |
41,6 |
40,7 |
40,4 |
40,4 |
40,6 |
% к предыдущему году |
4,5 |
4,3 |
3,4 |
1,3 |
0,3 |
-4,6 |
-2,0 |
-0,8 |
0,0 |
0,5 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики, Министерство экономического развития РФ, Международный валютный фонд
* прогноз
Новый кризис, в который Россия вошла в 2012 г, страна будет преодолевать гораздо дольше, чем финансовый кризис 2008 г. Дно кризиса страна найдет не ранее 2018 г. Подобную тотальную ситуацию определяет два круга проблем.
Первый круг проблем связан с замедлением роста мировой экономики.
Азиатские рынки, бывшие драйвером развития мирового производства и потребления, сейчас сужаются. Ухудшается динамика экономики Китая.
В ближайшие годы проблемы обязательно выявятся и с излишне раздутым финансовым сектором мировой экономики. Крупнейшие мировые экономики: США, Китай, Япония проводят денежные эмиссии, которые не идут в реальный сектор, а лишь накачивают финансовые рынки ликвидностью.
К внешним негативным факторам для России относится и системное падение мировых цен на нефть, формирующую более 50% доходов российского бюджета.
Второй круг проблем связан с исчерпанием внутренних резервов развития российской экономики.
Одним из факторов посткризисного роста в 2010-2011 гг в РФ было стимулирование спроса на потребительские товары посредством кредитования. Сейчас российские потребители сильно закредитованы. Промышленность в свою очередь не может получить кредиты из-за повышенной ставки рефинансирования и недоступности валютных кредитов вследствие санкций.
Сокращение импорта и инфляция с одной стороны могли подтолкнуть развитие внутренних производств, но создание новых производственных мощностей так же упирается в необходимость инвестиций. Денег для инвестиций на внутреннем рынке крайне мало. Инвестиции в реальный сектор обязательно будут упираться в закупку дорожающего импортного оборудования.
Ресурс девальвации национальной валюты также в значительной степени исчерпан. Девальвация 2014 г смогла обеспечить кратковременную стабилизацию госбюджета за счет выпадения нефтяных доходов, но в 2015 г проблема нехватки валюты еще более обострится. Необходимо выплачивать внешние займы государства и госкорпораций без возможности рефинансирования долгов и тем более дополнительных внешних заимствований.
Важнейшим фактором глубоких, долговременных проблем российской экономики является неэффективность государства в целом. Государственные инвестиции часто не имеют бизнес– планов, госкомпании, не имея рыночных конкурентов, деградируют, постоянно наращивая расходы и сокращая доходы. Значительная часть прибыли государства не поддается налогообложению, оседая в офшорах. К этой группе факторов можно отнести и неэффективность гражданского общества, судебной системы, коррупция, некомпетентность чиновников и пр.
Персонал
Средняя численность всех работников включает:
- среднесписочную численность работников
- среднюю численность внешних совместителей
- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско– правового характера
Таблица 13. Трудовые ресурсы предприятий отрасли, Россия, 2010-2014 гг (тыс чел)
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Средняя численность всех работников |
5,4 |
3,9 |
3,1 |
3,1 |
2,7 |
% к предыдущему году |
- |
-27,9 |
-19,4 |
-0,9 |
-12,0 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики: Форма федерального государственного статистического наблюдения № П–4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»
В 2014 г численность персонала парикмахерских и салонов красоты сократилась на 12,0% и составила 2,7 тыс чел. Снижение численности персонала обусловлено в большей степени низким уровнем заработной платы: средняя стоимость стрижки составляет 200-300 руб, мастер получает порядка 30%.
В салонах премиум-класса мастера могут получать высокие зарплаты, но доля таких парикмахерских и салонов красоты на рынке крайне мала. Кроме того, значительная доля мастеров- парикмахеров обслуживает клиентов на дому и не учитывается государственной статистикой.
При этом в отрасли наблюдается дефицит управленческих кадров, способных организовать бизнес– процессы предприятия со сложной организационной структурой и эффективной системой мотивации персонала. Данные компетенции необходимы как для развития сетевых проектов, так и для повышения доходности малого предприятия.
Актуальной проблемой для парикмахерских и салонов красоты является отсутствие единой системы и стандартов подготовки кадров, что также усложняет организацию работы персонала.
Таблица 14. Трудовые ресурсы предприятий отрасли по регионам, Россия, 2010-2014 гг (чел)
Регион |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Алтайский край |
21 |
17 |
15 |
9 |
10 |
Амурская область |
9 |
3 |
0 |
0 |
- |
Архангельская область |
63 |
52 |
29 |
25 |
22 |
Астраханская область |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Башкортостан, Республика |
118 |
113 |
97 |
69 |
69 |
Белгородская область |
21 |
17 |
12 |
11 |
15 |
Брянская область |
33 |
28 |
23 |
16 |
15 |
Бурятия, Республика |
14 |
11 |
12 |
10 |
11 |
Владимирская область |
88 |
77 |
70 |
68 |
68 |
Волгоградская область |
325 |
298 |
243 |
164 |
141 |
Вологодская область |
37 |
25 |
25 |
24 |
21 |
Воронежская область |
88 |
78 |
61 |
53 |
43 |
Дагестан, Республика |
86 |
77 |
65 |
57 |
32 |
Еврейская авт. область |
61 |
56 |
48 |
52 |
46 |
Забайкальский край |
8 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Ивановская область |
23 |
25 |
13 |
13 |
11 |
Иркутская область |
124 |
105 |
106 |
105 |
85 |
Кабардино-Балкарская Республика |
18 |
15 |
14 |
11 |
7 |
Калининградская область |
41 |
25 |
16 |
19 |
18 |
Калужская область |
33 |
15 |
8 |
8 |
6 |
Камчатский край |
21 |
0 |
- |
- |
- |
Карачаево-Черкесская Республика |
105 |
93 |
80 |
83 |
82 |
Карелия, Республика |
5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Кемеровская область |
45 |
37 |
52 |
48 |
45 |
Кировская область |
31 |
29 |
35 |
39 |
35 |
Коми, Республика |
10 |
10 |
12 |
11 |
8 |
Костромская область |
8 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Краснодарский край |
283 |
224 |
151 |
115 |
101 |
Красноярский край |
156 |
108 |
45 |
39 |
23 |
Курганская область |
34 |
29 |
44 |
53 |
58 |
Курская область |
42 |
27 |
29 |
29 |
29 |
Ленинградская область |
50 |
52 |
52 |
56 |
53 |
Липецкая область |
102 |
95 |
91 |
79 |
73 |
Марий Эл, Республика |
73 |
51 |
38 |
28 |
10 |
Мордовия, Республика |
90 |
35 |
30 |
21 |
17 |
Москва |
320 |
84 |
163 |
459 |
497 |
Московская область |
356 |
272 |
142 |
114 |
77 |
Мурманская область |
66 |
58 |
33 |
17 |
14 |
Нижегородская область |
412 |
270 |
243 |
226 |
209 |
Новгородская область |
72 |
69 |
54 |
35 |
28 |
Новосибирская область |
158 |
109 |
90 |
73 |
56 |
Омская область |
7 |
18 |
12 |
12 |
9 |
Оренбургская область |
89 |
106 |
90 |
82 |
35 |
Орловская область |
75 |
45 |
36 |
37 |
35 |
Пензенская область |
5 |
5 |
6 |
7 |
4 |
Пермский край |
8 |
6 |
7 |
2 |
2 |
Приморский край |
100 |
50 |
37 |
31 |
16 |
Псковская область |
26 |
18 |
13 |
14 |
44 |
Ростовская область |
142 |
70 |
60 |
78 |
43 |
Рязанская область |
22 |
12 |
11 |
7 |
6 |
Самарская область |
64 |
46 |
41 |
39 |
41 |
Санкт-Петербург |
59 |
17 |
10 |
6 |
3 |
Саратовская область |
30 |
15 |
14 |
19 |
16 |
Саха Якутия, Республика |
2 |
2 |
0 |
- |
- |
Свердловская область |
157 |
103 |
75 |
70 |
54 |
Северная Осетия – Алания, Республика |
32 |
22 |
19 |
19 |
19 |
Смоленская область |
96 |
18 |
14 |
17 |
12 |
Ставропольский край |
224 |
168 |
136 |
121 |
98 |
Тамбовская область |
9 |
5 |
3 |
4 |
2 |
Татарстан, Республика |
16 |
15 |
16 |
30 |
26 |
Тверская область |
22 |
7 |
5 |
5 |
5 |
Томская область |
13 |
11 |
1 |
1 |
0 |
Тульская область |
55 |
57 |
45 |
44 |
47 |
Тыва, Республика |
3 |
0 |
- |
- |
- |
Тюменская область |
173 |
116 |
90 |
76 |
51 |
Удмуртская Республика |
35 |
26 |
15 |
16 |
15 |
Ульяновская область |
42 |
25 |
17 |
12 |
12 |
Хабаровский край |
59 |
59 |
1 |
1 |
1 |
Хакасия, Республика |
6 |
5 |
6 |
6 |
1 |
Челябинская область |
24 |
12 |
5 |
2 |
1 |
Чеченская Республика |
- |
- |
1 |
- |
- |
Чувашская Республика |
85 |
80 |
76 |
75 |
73 |
Ярославская область |
36 |
32 |
9 |
7 |
7 |
Россия |
5363 |
3865 |
3116 |
3089 |
2719 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики: Форма федерального государственного статистического наблюдения № П–4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»
По численности персонала парикмахерских и салонов красоты доминируют Волгоградская, Московская и Нижегородская области.