Меню
Каталог
Корзина
Корзина пуста
+7 (495) 180-04-19 8 800 222-36-90
Заказ звонка
Нам необходимо Ваше согласие
  • RU

Анализ рынка стоматологических услуг

По оценкам BusinesStat, в 2015 г в России было оказано 238,2 млн стоматологических приемов, что на 3,4% ниже значения 2014 г. В условиях кризиса пациенты экономили на стоматологических услугах: чаще обращались в поликлиники по полисам ОМС, откладывали дорогостоящее лечение  до лучших времен, пользовались услугами частных стоматологий только в случае острой боли, оформляли лечение в рассрочку или в кредит. Работодатели были вынуждены оптимизировать расходы на ДМС, нередко исключая стоматологические услуги из полисов.

На сокращение натурального объема рынка существенно повлияло снижение доступности медпомощи в государственных учреждениях. В 2015 г в России насчитывалось 28,2  тыс медицинских учреждений, оказывающих стоматологические услуги. По сравнению с предыдущим годом показатель снизился на 5,4%. В результате проводимой реформы здравоохранения при некоторых поликлиниках были закрыты отделения стоматологии. Количество частных стоматологий снижалось вслед за сокращением платежеспособного спроса населения.

В 2016 г спад натурального объема рынка услуг стоматологии продолжится под влиянием перечисленных факторов. Показатель сократится на 7,3% относительно 2015 г и достигнет 220,9  млн приемов.

За 2014-2015 гг средняя цена на стоматологические приемы выросла на 21%: с 1551,8 руб за прием до 1877,9 руб за прием. Основным фактором роста цен стало существенное удорожание импортных стоматологических материалов, инструментов и оборудования по причине ослабления национальной валюты.

Возможности удешевления расходных материалов появились за счет корейских производителей, которые выпускают качественную продукцию по более низким ценам, чем остальные поставщики. Некоторые производители материалов снижали цены в целях увеличения или сохранения доли рынка. За счет оптимизации структуры поставщиков темпы прироста цен на данные услуги будут замедлятся. В 2016 г прогнозируется рост средней цены стоматологического приема на 15,2% по сравнению с 2015 г – до 2162,4 руб за прием.

Состояние российской экономики

Базовые параметры российской экономики

К 2011 г экономика России полностью восстановилась после мирового финансового кризиса 2008- 2009 гг. Конъюнктура на мировом сырьевом рынке улучшилась. Высокая валютная выручка вкупе с девальвацией рубля позволила наполнить бюджет и увеличить социальные расходы. При этом из- за нерешенных структурных проблем наметился новый спад в промышленном производстве, строительстве и торговле. Как следствие, в 2013 г экономика России балансировала на грани рецессии. Добыча полезных ископаемых, транспорт, энергетика, строительство упали по отношению к 2012 г. Рост экономики поддерживался увеличением социальных расходов государства, заморозкой тарифов естественных монополий и потребительским кредитованием населения. До начала 2014 г эти меры позволяли поддерживать рост потребительских рынков и стабильность финансовой сферы.

Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

2016*

2017*

2018*

2019*

2020*

в текущих ценах

 

56,0

 

62,2

 

71,0

 

71,4

 

78,0

 

85,4

 

92,5

 

99,9

 

107,9

 

116,2

 

в ценах 2008 г

 

41,5

 

42,9

 

43,4

 

43,7

 

41,7

 

41,1

 

41,1

 

41,6

 

42,6

 

43,6

Источник: Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной статистики, Международный валютный фонд

* прогноз

Таблица 2. Реальный ВВП и индекс реального ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб, %)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

2016*

2017*

2018*

2019*

2020*

Трлн руб.

в ценах 2008 г

41,5

42,9

43,4

43,7

41,7

41,1

41,1

41,6

42,6

43,6

% к предыдущему году

 

4,3

 

3,4

 

1,3

 

0,3

 

-4,6

 

-1,5

 

0,0

 

1,3

 

2,3

 

2,5

Источник: Федеральная служба государственной статистики, Министерство экономического развития РФ, Международный валютный фонд

прогноз

Начиная с 2012 г объем кредитов населению превышал объем банковских вкладов. Население усиленно тратило будущие доходы. К середине 2014 г из-за удешевления нефти и санкций дефицит государственного бюджета начал расти, поэтому правительству пришлось пойти на сокращение социальных расходов и инвестиционных программ. К концу 2014 г ресурсы государственного стимулирования экономики были исчерпаны. На фоне сокращения социальных выплат и роста инфляции начали сокращаться доходы населения. Потребительский спрос, поддерживаемый кредитованием населения, истощился. Резко начал сокращаться объем розничной торговли. Промышленность и сельское хозяйство столкнулись со значительным снижением спроса на свою продукцию. К концу 2014 г экономика России уже находилась в отрицательной зоне.

Говорить, что кризис начался в 2014 г, неверно. Темпы экономического развития России падали с 2012 г. Кризис 2014-2015 гг стал лишь продолжением более ранней тенденции, обусловленной структурными проблемами экономики. Внешние факторы только усилили процесс падения.

Важнейшим фактором долговременных проблем российской экономики остается неэффективность государства в целом. Государственные инвестиции часто не имеют бизнес-планов, госкомпании, не имея рыночных конкурентов, экономически деградируют. Значительная часть прибылей экономики не поддается налогообложению, оседая в офшорах. К этой группе факторов можно отнести и неэффективность гражданского общества, судебной системы, коррупцию, некомпетентность чиновников и пр.

Так как все факторы, давящие на экономику – долгосрочные, в ближайшие годы кардинально изменить ситуацию не удастся. Но к 2017 г отечественная экономика способна найти новый баланс, после чего начнется постепенное восстановление рынков.

В течение ближайших лет цены на нефть по большинству прогнозов восстановятся до 50-60 долл за баррель, а накопленные резервы при сокращении бюджетных расходов позволят стабилизировать финансовую ситуацию.

Необходимо отметить, что программы по импортозамещению активно идут в России последние пять лет. Импорт квотируется на многих продуктовых рынках, идут инвестиции в сельское хозяйство, усиливается локализация иностранных производств в стране. Данные программы уже принесли результат. В 2015 г в условиях наличия барьеров для иностранных товаров и девальвации национальной валюты российские предприятия смогли частично нарастить мощности, ориентированные на внутренний спрос. Тем не менее, программа импортозамещения не смогла полностью удовлетворить спрос на отечественную продукцию, увеличившийся из-за введенных санкций. Экономический кризис помешает дальнейшему развитию программы, несмотря на увеличение возможностей сбыта российских товаров. В то же время при удержании акцента на развитии внутреннего производства в перспективе можно ожидать роста в отраслях с высокой добавленной стоимостью.

Прошедшие девальвационные и инфляционные процессы позволят привести доходы населения в соответствие с производительностью труда, а государственные расходы в соответствие с конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Правительство ускорит приватизацию государственных активов, сократит нерентабельные инвестиционные программы, социальные и оборонные расходы, нарастит налогооблагаемую базу. В целом мы ожидаем сокращения государственных расходов на 15% в течение 2015-2017 гг. Указы президента обязывают правительство к 2018 г увеличить реальную заработную плату бюджетников в 1,4-1,5 раза, но, очевидно, выполнены не будут.

Инфляция продолжит обгонять темпы роста доходов, кризис уничтожит до 50% сбережений граждан. Однако население страны выдержит этот удар. Малоимущие привычно сосредоточатся на натуральном хозяйстве, средний класс резко сократит спрос на дорогие товары и услуги. Малый и средний бизнес вновь уйдет в тень. Кризис научит население жить по средствам.

Спрос на товары и услуги будет снижаться весь 2016 и 2017 гг, что приведет к закрытию части предприятий. Самый мощный удар будет нанесен по организациям малого бизнеса: уйдут с рынка около половины таких предприятий. Крупные компании в основном останутся на плаву, значительно переработав свой ассортимент в сторону удешевления товаров и услуг, перейдя на российское сырье и комплектующие, урезав внутренние расходы, в том числе расходы на персонал и  маркетинг.

Доля продукции собственного производства вырастет, за исключением высокотехнологичной продукции, станков и оборудования, которые по-прежнему будут импортироваться.

Значительно возрастет доля собственной сельскохозяйственной продукции, продуктов питания.

Стоматологические учреждения

Численность учреждений

В разделе приведена численность учреждений, зарегистрированных в России и заявляющих  отрасль «Стоматологическая практика» в качестве основного или дополнительного вида деятельности.

Таблица 9. Численность учреждений, оказывающих стоматологические услуги, РФ, 2011- 2015 гг (тыс)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

Численность учреждений, оказывающих стоматологические услуги, тыс

 

30,2

 

30,4

 

30,1

 

29,8

 

28,2

% к предыдущему году

-

0,6

-0,9

-1,1

-5,4

Источник: Федеральная служба государственной статистики: учет юридических лиц по классификации ОКВЭД, отрасль – Стоматологическая практика, BusinesStat

В 2011-2015 гг динамика численности стоматологических учреждений в России была преимущественно отрицательной. Исключением стал только 2012 г, когда показатель вырос относительно 2011 г на 0,6% и достиг 30,4 тыс клиник. В 2012-2015 гг число стоматологий в стране снизилось на 7,3%. По итогам 2015 г в России насчитывалось 28,2 тыс медицинских учреждений, оказывающих стоматологические услуги.

Сокращение показателя вызвано ухудшением экономической ситуации в стране, которое повлияло как на покупательную способность населения, так и на возможности инвесторов. Кроме того, проводимая реформа здравоохранения привела к сокращению числа государственных медучреждений, что также отразилось и на стоматологических отделениях.

В настоящее время в России происходит оптимизация числа государственных медицинских учреждений и медицинских работников – медучреждения объединяют в многопрофильные высокотехнологичные лечебно-диагностические центры. Цель оптимизации – экономия бюджетных средств. Предполагалось, что данная мера не приведет к сокращению числа медучреждений, а только к сокращению числа юридических лиц. Однако фактически происходит сокращение численности государственных больниц и поликлиник в России с 2013 г.

Стоматологические учреждения в России крайне неоднородны по численности персонала и количеству обслуживаемых клиентов. Среди клиник, оказывающих стоматологические услуги,  можно выделить следующие типы учреждений:

  • одиночные стоматологические кабинеты и клиники
  • сети стоматологических клиник
  • многопрофильные      медицинские       центры,      оказывающие,      в      том      числе, стоматологические услуги

На рынке стоматологии России наиболее распространены организации, работающие в сегменте эконом-класса. Зачастую таким учреждением является стоматологический кабинет с 3-5 установками. По различным экспертным оценкам, их доля составляет около половины рынка. Как правило, такие кабинеты открываются в новых жилых комплексах и оказывают услуги только по направлениям терапии и хирургии.

Стоматологический персонал

В разделе приведена численность врачей и среднего стоматологического персонала, а также данные о средней зарплате и фонде оплаты труда. Информация представлена без учета вспомогательного персонала. К вспомогательным сотрудникам относятся занятые в обслуживании медицинских учреждений: администраторы, бухгалтеры, снабженцы, слесари, электрики, водители, охранники, уборщицы и пр. Таким образом, в разделе отражены данные только по тем сотрудникам стоматологий, которые непосредственно оказывают медицинские стоматологические услуги.

Численность стоматологического персонала

Таблица 17. Численность стоматологического персонала, РФ, 2011-2015 гг (тыс чел)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

Численность персонала, тыс чел

85,8

88,0

86,9

84,5

82,1

% к предыдущему году

-

2,60

-1,32

-2,72

-2,82

Источник: Федеральная служба государственной статистики, BusinesStat

В 2011-2015 гг численность персонала стоматологических учреждений имела разнонаправленную динамику, но повторяла динамику количества учреждений, оказывающих стоматологические услуги. Рост показателя отмечался в 2011-2012 гг на 2,6%. За 2012-2015 гг численность персонала стоматологий сократилась на 6,7% и в 2015 г составила 82,1 тыс чел. Снижение показателя произошло, главным образом, из-за спада числа медучреждений.

С 2013 г в России происходит сокращение врачей и среднего медперсонала в государственных медучреждениях в рамках проводимой оптимизации числа поликлиник и больниц. Реформа коснулась и стоматологических поликлиник. Сокращения проводятся с целью экономии бюджетных средств и исполнения президентских указов по повышению зарплаты медработников.

Одной из основных проблем отрасли стоматологии в России является  дефицит квалифицированного персонала, так как выпускники ВУЗов не могут сразу после окончания  обучения приступать к оказанию полноценной стоматологической помощи.

Образовательные учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой стоматологов, не располагают собственными клиническими базами, а процесс обучения слабо обеспечен современным оборудованием и расходными материалами. Такая проблема характерна и для постдипломной подготовки специалистов. Поэтому выпускники отечественных ВУЗов имеют недостаточную квалификацию в области современных технологий лечения зубов, в частности, имплантации.

Кроме того, врачи почти не несут ответственности за качество лечения. Хотя стоматологические услуги в России лицензируются, факты отзыва лицензий практически отсутствуют. Эта проблема во многих странах решается за счет страхования врачебной ошибки, за 1-3 ошибки в год врачу отказывают в страховке. Однако в России подобная практика пока не распространена.

Опытные и квалифицированные стоматологи стремятся выбирать для себя более выгодные условия и не склонны часто менять место работы, так как работодатели стараются удержать таких специалистов.

Для решения проблемы дефицита кадров некоторые крупные стоматологические клиники самостоятельно проводили подготовку молодых специалистов, в результате которой выпускники стоматологических ВУЗов могли самостоятельно лечить пациентов. Но в условиях кризиса возможности обучения и адаптации персонала сократились.

После отмены интернатуры, с сентября 2017 г, проблема дефицита стоматологов будет решаться оперативнее. Выпускники стоматологических факультетов ВУЗов смогут сразу приступить к работе в амбулаторно-поликлинических учреждениях в качестве общих стоматологов. Фактически для допуска к самостоятельному лечению пациентов они буду проходить обучение на рабочем месте, но на обучение в ВУЗе будет требоваться меньше времени.

Таблица 18. Численность стоматологического персонала по уровням медицинской квалификации: врачи-стоматологи, средний стоматологический персонал, РФ, 2015 г  (тыс чел)

Уровень квалификации

2015

Врачи

60,2

Средний стоматологический персонал

21,9

Всего

82,1

Источник: Федеральная служба государственной статистики, BusinesStat

В 2015 г доля врачей составила 73,3% от общей численности стоматологического персонала.

Товар добавлен в корзину

Заказать исследование
Нам необходимо Ваше согласие

Обзор добавлен в корзину

Продолжить покупки Оформить заказ