Анализ состояния рынка товара шампуней
По оценкам BusinesStat, в 2015 г натуральный объем продаж шампуней в России сократился относительно предыдущего года на 0,5% и составил 416,9 млн флаконов. Покупатели стали экономнее расходовать средства, в том числе и на покупку шампуней. Например, можно отказаться от покупки двух разноцелевых шампуней и купить только один универсальный. Данная тенденция сильнее отразится на продажах в 2016 г, что приведет к снижению показателя на 4,9% по сравнению с 2015 г – до 396,7 млн флаконов.
Поскольку шампунь является относительно стабильно потребляемым товаром, производители не сокращали объемов выпуска. В 2015 г в России было произведено 386 млн флаконов шампуней, что на 2,4% выше уровня 2014 г. Одной из причин наращивания производства стала благоприятная перспектива экспорта в условиях девальвации рубля.
В 2015 г экспорт шампуней из России составил 88,4 млн флаконов. По сравнению с предыдущим годом показатель сократился на 19,5%, что в большей степени связано с уменьшением поставок в Украину. Сокращение объемов торговли с Украиной будет иметь место и в 2016 г.
С 10 января 2016 г до 6 августа 2016 г в Украине будет действовать запрет на ввоз некоторых товаров из России, в том числе и шампуней. Возможно и более раннее снятие запрета при условии улучшения политических отношений между странами. Кроме того, между Россией и Украиной временно отменяется режим свободной торговли.
Но продолжающаяся девальвация рубля положительно повлияет на динамику экспорта в 2016 г. В долларовом выражении стоимость оплаты труда снижается, поэтому некоторые иностранные компании планируют локализацию производства в России. Кроме того, присутствующие в стране транснациональные компании уже имеют богатый опыт производства косметики на экспорт. Ожидается, что в 2016 г произойдет увеличение объемов экспорта шампуней из России на 0,8%. В результате, значение показателя составит 89,2 млн флаконов.
Состояние российской экономики
Базовые параметры российской экономики
К 2011 г экономика России полностью восстановилась после мирового финансового кризиса 2008- 2009 гг. Конъюнктура на мировом сырьевом рынке улучшилась. Высокая валютная выручка вкупе с девальвацией рубля позволила наполнить бюджет и увеличить социальные расходы. При этом из- за нерешенных структурных проблем наметился новый спад в промышленном производстве, строительстве и торговле. Как следствие, в 2013 г экономика России балансировала на грани рецессии. Добыча полезных ископаемых, транспорт, энергетика, строительство упали по отношению к 2012 г. Рост экономики поддерживался увеличением социальных расходов государства, заморозкой тарифов естественных монополий и потребительским кредитованием населения. До начала 2014 г эти меры позволяли поддерживать рост потребительских рынков и стабильность финансовой сферы.
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016* |
2017* |
2018* |
2019* |
2020* |
в текущих ценах |
56,0 |
62,2 |
71,0 |
71,4 |
78,0 |
85,4 |
92,5 |
99,9 |
107,9 |
116,2 |
в ценах 2008 г |
41,5 |
42,9 |
43,4 |
43,7 |
41,7 |
41,1 |
41,1 |
41,6 |
42,6 |
43,6 |
Источник: Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной статистики, Международный валютный фонд
* прогноз
Таблица 2. Реальный ВВП и индекс реального ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб, %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016* |
2017* |
2018* |
2019* |
2020* |
Трлн руб. в ценах 2008 г |
41,5 |
42,9 |
43,4 |
43,7 |
41,7 |
41,1 |
41,1 |
41,6 |
42,6 |
43,6 |
% к предыдущему году |
4,3 |
3,4 |
1,3 |
0,3 |
-4,6 |
-1,5 |
0,0 |
1,3 |
2,3 |
2,5 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики, Министерство экономического развития РФ, Международный валютный фонд
* прогноз
Начиная с 2012 г объем кредитов населению превышал объем банковских вкладов. Население усиленно тратило будущие доходы. К середине 2014 г из-за удешевления нефти и санкций дефицит государственного бюджета начал расти, поэтому правительству пришлось пойти на сокращение социальных расходов и инвестиционных программ. К концу 2014 г ресурсы государственного стимулирования экономики были исчерпаны. На фоне сокращения социальных выплат и роста инфляции начали сокращаться доходы населения. Потребительский спрос, поддерживаемый кредитованием населения, истощился. Резко начал сокращаться объем розничной торговли. Промышленность и сельское хозяйство столкнулись со значительным снижением спроса на свою продукцию. К концу 2014 г экономика России уже находилась в отрицательной зоне.
Говорить, что кризис начался в 2014 г, неверно. Темпы экономического развития России падали с 2012 г. Кризис 2014-2015 гг стал лишь продолжением более ранней тенденции, обусловленной структурными проблемами экономики. Внешние факторы только усилили процесс падения.
Важнейшим фактором долговременных проблем российской экономики остается неэффективность государства в целом. Государственные инвестиции часто не имеют бизнес-планов, госкомпании, не имея рыночных конкурентов, экономически деградируют. Значительная часть прибылей экономики не поддается налогообложению, оседая в офшорах. К этой группе факторов можно отнести и неэффективность гражданского общества, судебной системы, коррупцию, некомпетентность чиновников и пр.
Так как все факторы, давящие на экономику – долгосрочные, в ближайшие годы кардинально изменить ситуацию не удастся. Но к 2017 г отечественная экономика способна найти новый баланс, после чего начнется постепенное восстановление рынков.
В течение ближайших лет цены на нефть по большинству прогнозов восстановятся до 50-60 долл за баррель, а накопленные резервы при сокращении бюджетных расходов позволят стабилизировать финансовую ситуацию.
Необходимо отметить, что программы по импортозамещению активно идут в России последние пять лет. Импорт квотируется на многих продуктовых рынках, идут инвестиции в сельское хозяйство, усиливается локализация иностранных производств в стране. Данные программы уже принесли результат. В 2015 г в условиях наличия барьеров для иностранных товаров и девальвации национальной валюты российские предприятия смогли частично нарастить мощности, ориентированные на внутренний спрос. Тем не менее, программа импортозамещения не смогла полностью удовлетворить спрос на отечественную продукцию, увеличившийся из-за введенных санкций. Экономический кризис помешает дальнейшему развитию программы, несмотря на увеличение возможностей сбыта российских товаров. В то же время при удержании акцента на развитии внутреннего производства в перспективе можно ожидать роста в отраслях с высокой добавленной стоимостью.
Прошедшие девальвационные и инфляционные процессы позволят привести доходы населения в соответствие с производительностью труда, а государственные расходы в соответствие с конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Правительство ускорит приватизацию государственных активов, сократит нерентабельные инвестиционные программы, социальные и оборонные расходы, нарастит налогооблагаемую базу. В целом мы ожидаем сокращения государственных расходов на 15% в течение 2015-2017 гг. Указы президента обязывают правительство к 2018 г увеличить реальную заработную плату бюджетников в 1,4-1,5 раза, но, очевидно, выполнены не будут.
Инфляция продолжит обгонять темпы роста доходов, кризис уничтожит до 50% сбережений граждан. Однако население страны выдержит этот удар. Малоимущие привычно сосредоточатся на натуральном хозяйстве, средний класс резко сократит спрос на дорогие товары и услуги. Малый и средний бизнес вновь уйдет в тень. Кризис научит население жить по средствам.
Спрос на товары и услуги будет снижаться весь 2016 и 2017 гг, что приведет к закрытию части предприятий. Самый мощный удар будет нанесен по организациям малого бизнеса: уйдут с рынка около половины таких предприятий. Крупные компании в основном останутся на плаву, значительно переработав свой ассортимент в сторону удешевления товаров и услуг, перейдя на российское сырье и комплектующие, урезав внутренние расходы, в том числе расходы на персонал и маркетинг.
Доля продукции собственного производства вырастет, за исключением высокотехнологичной продукции, станков и оборудования, которые по-прежнему будут импортироваться.
Классификация шампуней
Шампунь – это косметическое средство для мытья волос, в составе которого содержатся поверхностно-активные и вещества (ПАВ), моющие вещества и другие компоненты: вода, воски, масла, витамины, кислоты, компоненты для поддержания рН, смягчающие вещества, парфюмерные отдушки и др.
В настоящее время единой классификации шампуней для волос не существует. На российском рынке шампуни в основном подразделяются по формам выпуска, назначению, типам волос. Также выделяют шампуни для мужчин и для женщин, но данное основание классификации носит больше рекламный характер и существенно не влияет на свойства продукта. Исключением можно считать детские шампуни, которые не вызывают раздражения кожи и глаз, т.к. имеют в составе меньше моющих веществ.
По типу волос шампуни подразделяются на следующие виды:
- Шампуни для жирных волос содержат большое количество моющего вещества, чтобы смыть излишки жира с волос и кожи головы.
- Шампуни для нормальных волос включают в состав меньше моющего вещества и не препятствуют нормальному выделению кожного жира.
- Шампуни для сухих волос содержат увлажнитель для профилактики сухости.
- Шампуни для окрашенных волос предназначены для сохранения цвета и содержат мягкие моющие вещества, минимально смывающие краску с волос.
В настоящем обзоре рассматриваются шампуни, содержащие мыло или другие органические поверхностно-активные вещества, и прочие шампуни. Все эти шампуни могут содержать вспомогательные фармацевтические или дезинфицирующие компоненты, даже если они обладают терапевтическими или профилактическими свойствами
Спрос и предложение шампуней
В главе приведены параметры спроса и предложения шампуней на российском рынке.
Предложение
Объём рынка шампуней, предложенных к продаже в стране, равен сумме складских запасов шампуней на начало года и шампуней, который были произведены или завезены в Россию в течение года.
Таблица 9. Предложение шампуней, РФ, 2011-2015 гг (млн шт; %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Предложение |
521,6 |
570,2 |
607,0 |
616,9 |
586,8 |
Динамика (% к предыдущему году) |
- |
9,3 |
6,5 |
1,6 |
-4,9 |
Источник: BusinesStat
Таблица 10. Прогноз предложения шампуней, РФ, 2016-2020 гг (млн шт; %)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Предложение |
567,6 |
563,7 |
575,9 |
593,1 |
614,0 |
Динамика (% к предыдущему году) |
-3,3 |
-0,7 |
2,2 |
3,0 |
3,5 |
Источник: BusinesStat
В 2011-2014 гг предложение шампуней на российском рынке увеличилось на 18,3% и в 2014 г составило 616,9 млн шт. В 2015 г под влиянием снижения импортных поставок на фоне кризиса наблюдалось сокращение натурального объема предложения данной продукции на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. В 2015 г показатель достиг 586,8 млн шт. Девальвация рубля, сокращение реальных доходов населения, ухудшение экономико-политических отношений с рядом стран привело к снижению объемов импортных поставок шампуней в Россию.
В 2016-2017 гг ожидается спад объемов предложения шампуней в стране максимум на 3,3% относительно предыдущего периода. В 2017 г объем предложения данной продукции достигнет 563,7 млн шт. С 2018 г прогнозируется ежегодный прирост показателя в среднем на 2,9%.
Стоимостный объём экспорта
Таблица 48. Экспорт шампуней, РФ, 2011-2015 гг (млн долл; %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Экспорт |
78,0 |
98,1 |
113,1 |
104,4 |
68,3 |
Динамика (% к предыдущему году) |
- |
25,7 |
15,4 |
-7,7 |
-34,6 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ. Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) для участников внешнеэкономической деятельности «Учёт перемещения грузов и средств через границу», BusinesStat
Показатель «Экспорт шампуней» получен умножением веса «нетто» груза (тонн) на цену тонны груза (долл / т). Учитывается вес всех перевозимых через границу России грузов в течение года. Единицы учёта экспорта шампуней: все предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью в России.
Таблица 49. Прогноз экспорта шампуней, РФ, 2016-2020 гг (млн долл; %)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Экспорт |
62,3 |
64,1 |
68,8 |
75,1 |
82,8 |
Динамика (% к предыдущему году) |
-8,7 |
2,9 |
7,3 |
9,2 |
10,2 |
Источник: BusinesStat
Стоимостный объем экспорта шампуней из России в 2011-2015 гг изменялся разнонаправленно: рост показателя наблюдался в 2011-2013 гг, сокращение – в 2014-2015 гг. В 2011-2013 гг показатель вырос на 45% и в 2013 г достиг 113,1 млн долл. В 2012 г рост обеспечивался увеличением средней цены экспорта, а в 2013 г – повышением натурального объема. В 2015 г экспорт шампуней из России в стоимостном выражении составил 68,3 млн долл, что на 39,6% ниже уровня 2013 г. Спад стоимостного объема экспорта данной продукции в 2014-2015 гг был вызван как сокращением натурального объема поставок, так и средней цены.
В 2016 г преимущественно под влиянием снижения средней цены поставок стоимостный экспорт шампуней из России сократится относительно 2015 г на 8,7% и составит 62,3 млн долл. В 2017-2020 гг прогнозируется ежегодный прирост показателя. Наиболее высокие темпы прироста ожидаются с 2018 г – на 7,3%-10,2% в год. В 2020 г стоимостный объем экспорта шампуней из России достигнет 82,8 млн долл.
Таблица 50. Экспорт шампуней по странам мира, РФ, 2011-2015 гг (тыс долл)
Страна |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Абхазия |
364,7 |
561,7 |
582,2 |
499,6 |
378,2 |
Азербайджан |
2 853,3 |
3 239,4 |
2 781,3 |
3 746,0 |
1 667,0 |
Армения |
1 083,5 |
1 076,8 |
1 431,8 |
1 465,7 |
660,0 |
Беларусь |
7 219,7 |
13 134,2 |
17 444,7 |
18 272,6 |
13 894,7 |
Германия |
244,2 |
109,2 |
321,1 |
666,4 |
346,3 |
Грузия |
1 329,4 |
1 666,6 |
2 392,8 |
2 304,7 |
2 161,7 |
Казахстан |
17 397,2 |
22 239,0 |
25 393,5 |
22 960,8 |
20 292,7 |
Кыргызстан |
1 992,4 |
3 729,1 |
4 422,7 |
7 943,1 |
4 025,8 |
Латвия |
2 075,8 |
951,8 |
760,3 |
934,6 |
672,8 |
Литва |
864,9 |
1 336,0 |
1 393,0 |
2 254,9 |
1 097,4 |
Молдова |
1 250,6 |
1 366,5 |
1 542,7 |
1 501,2 |
1 144,5 |
Монголия |
116,7 |
61,4 |
47,3 |
187,3 |
266,6 |
Нидерланды |
- |
- |
85,7 |
393,0 |
22,0 |
Польша |
100,0 |
80,2 |
30,9 |
247,4 |
578,0 |
Румыния |
35,2 |
46,6 |
51,9 |
75,5 |
42,3 |
Сербия |
1,6 |
7,4 |
12,3 |
46,9 |
30,9 |
США |
41,0 |
62,5 |
276,1 |
146,1 |
45,4 |
Таджикистан |
810,1 |
1 208,6 |
1 153,3 |
1 628,1 |
1 294,0 |
Туркменистан |
1 663,1 |
2 438,1 |
2 850,2 |
2 818,1 |
2 198,4 |
Турция |
207,5 |
238,0 |
291,0 |
366,0 |
4,6 |
Узбекистан |
2 509,6 |
3 024,1 |
4 434,0 |
4 282,2 |
4 989,6 |
Украина |
35 597,3 |
41 149,9 |
44 982,5 |
31 218,3 |
11 979,2 |
Черногория |
- |
6,9 |
22,1 |
22,1 |
2,6 |
Чехия |
28,5 |
107,8 |
118,3 |
57,4 |
190,2 |
Эстония |
182,7 |
210,0 |
259,2 |
242,3 |
165,5 |
Южная Осетия |
0,3 |
1,7 |
14,8 |
20,8 |
11,6 |
Прочие страны |
34,8 |
20,4 |
45,7 |
123,1 |
143,7 |
Все страны мира |
78 003,9 |
98 074,0 |
113 141,6 |
104 423,9 |
68 305,6 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ. Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) для участников внешнеэкономической деятельности «Учёт перемещения грузов и средств через границу», BusinesStat
В структуре стоимостного объема экспорта шампуней из России по итогам 2015 г преобладали поставки в Казахстан, Беларусь и Украину. Доля Казахстана в стоимостном экспорте данной продукции составила 29,7% На долю Беларуси и Украины приходилось 20,3% и 17,5% от стоимостного экспорта шампуней соответственно.