Меню
Каталог
Корзина
Корзина пуста
+7 (495) 180-04-19 8 800 222-36-90
Заказ звонка
Нам необходимо Ваше согласие
  • RU

Анализ страхового рынка

Страхование – отношения, направленные на защиту интересов населения и организаций при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий.

Экономическая суть страхования состоит в создании страховых фондов за счёт взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба. Поскольку возможный ущерб носит вероятностный характер, то происходит перераспределение фонда как в пространстве, так и во времени. Возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счёт взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.

Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Страхование обеспечивает несколько функций для экономики:

  • Рисковая функция – обеспечение страховой защитой от различных случайных событий, ведущих к потерям. При этом происходит перераспределение денежных ресурсов между всеми участниками страхования в соответствии с действующим страховым договором, по окончании которого страховые взносы страхователю не возвращаются.

  • Инвестиционная функция – финансирование экономики за счёт временно свободных средств страховых фондов. Страховые компании накапливают у себя большие суммы денежных средств, которые предназначены на возмещение ущерба. До тех пор, пока не наступил страховой случай, они могут быть инвестированы в ценные бумаги, недвижимость и по другим направлениям.

  • Предупредительная функция – финансирование мероприятий по уменьшению страхового риска за счёт средств страхового фонда. Например, за счёт средств, собранных при страховании от огня, финансируются противопожарные мероприятия.

  • Сберегательная функция. При страховании жизни происходит накопление по договорам страхования определённых страховых сумм. Сбережение денежных сумм с помощью страхования, обеспечивает защиту достигнутого семейного достатка.

  • Современное государство использует социальное страхование и пенсионное обеспечение для общественной страховой защиты граждан на случай болезни, потери трудоспособности, потери кормильца, наступления смерти.

Участники страхового рынка

Основными участниками страхового рынка являются:

  • Страхователи – юридические или физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования.

  • Страховщики – страховые организации и общества взаимного страхования, созданные для осуществления деятельности по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию и получившие лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности.

  • Страховые агенты – физические лица, в том индивидуальные предприниматели, или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями.

  • Страховые брокеры –  юридические лица или индивидуальные предпринимателя, осуществляющие деятельность на основании договора об оказании услуг страхового брокера по совершению действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования по поручению страхователей от своего имени, но за счет этих лиц либо совершению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования от имени и за счет страхователей или страховщиков.

  • Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности

Рейтинг страховщиков по объему премий, РФ, 2018 г (млрд руб, %)

Страховщик

Млрд руб

%

1

ООО  СК "Сбербанк страхование жизни"

181,5

12,3

2

АО "СОГАЗ"

160,5

10,8

3

ООО СК "ВТБ Страхование"

125,1

8,5

4

АО "АльфаСтрахование"

101,5

6,9

5

СПАО "РЕСО-Гарантия"

91,5

6,2

6

СПАО "Ингосстрах"

86,5

5,8

7

САО "ВСК"

69,8

4,7

8

ПАО СК "Росгосстрах"

60,8

4,1

9

ООО "АльфаСтрахование-Жизнь"

56,1

3,8

10

ООО "СК "Ренессанс Жизнь"

34,0

2,3

Источник: Центральный Банк РФ

Доли страховщиков в объеме премий, Россия, 2018 г (%)

 

Страховая выплата – денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и/или договором страхования, и выплачивается страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.

Страховая премия – плата за страхование, которую страхователь уплачивает страховщику при покупке полиса.

Итоги 2018 года

По итогам 2018 г крупнейшим страховщиком России стала компания «Сбербанк страхование жизни» с объемом премий 181,5 млрд руб. Компания впервые опередила прежнего лидера рынка – АО «СОГАЗ», который в данный момент занимает второе место с объемом премий 160,5 млрд руб. Третье место рейтинга по объему премий занимает СК «ВТБ Страхование» с показателем 125,1 млрд руб. В настоящее время «СОГАЗ» находится в процессе интеграции со страховым бизнесом группы ВТБ.

Суммарно Топ-10 страховщиков по объему премий занимают 65,4% от всего рынка страхования.

Объем страховых премий, РФ, 2016-2018 гг (млрд руб)

Показатель

2016

2017

2018

Объем премий

1 180,6

1 278,8

1 479,5

% к предыдущему году

-

8,3

15,7

Источник: Центральный Банк РФ

В 2018 г объем страховых премий в России вырос на 15,7% и достиг 1479,5 млрд руб. Росту рынка способствовали повышение реальных доходов населения, высокий объем кредитования, а также инвестиционная привлекательность страховых продуктов. Основным драйвером роста рынка стало страхование жизни. При этом страховщики стремятся нарастить объемы других видов страхования путем разработки новых продуктов и повышения качества работы с клиентами. Большое внимание операторы рынка уделяют внедрению новых технологий, например, внедряют телекоммуникационные сервисы в пакеты услуг. При этом российские страховщики использую опыт зарубежных компаний, так как Россия отстает от развитых стран по темпу развития новых технологий.

В целом уровень проникновения страхования в России является низким из-за небольших доходов населения и нехватки средств для покупки полиса.

Классификация страхования

По виду объекта страхования выделяют имущественное и личное страхование.

К личному страхованию относятся:

  • страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

  • пенсионное страхование:

  • страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

  • страхование от несчастных случаев и болезней;

  • медицинское страхование;

К имущественному страхованию относятся:

  • страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

  • страхование средств железнодорожного транспорта;

  • страхование средств воздушного транспорта;

  • страхование средств водного транспорта;

  • страхование грузов;

  • сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

  • страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

  • страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

  • страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

  • страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

  • страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

  • страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

  • страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

  • страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

  • страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

  • страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

  • страхование предпринимательских рисков;

  • страхование финансовых рисков.

По способу вовлечения страхователя в страховой процесс выделяют добровольное и обязательное страхование.

  • добровольное страхование осуществляется на основании свободного волеизъявления страхователя и страховщика;

  • обязательное страхование проводится в силу специальных законов.

Объем премий по видам страхования, РФ, 2018 г (млрд руб, %)

Вид страхования

Млрд руб

%

Страхование жизни

452,4

30,6

ОСАГО

226,0

15,3

Страхование от несчастных случаев и болезней

169,5

11,5

КАСКО

168,7

11,4

Добровольное медицинское страхование

151,8

10,3

Страхование имущества юридических лиц (кроме транспортных средств)

88,5

6,0

Страхование имущества физических лиц (кроме транспортных средств)

64,8

4,4

Прочие виды страхования

157,7

10,7

Всего

1479,5

100,0

Источник: Центральный Банк РФ

Сегменты рынка страхования

Наибольшую долю на рынке занимает страхование жизни, объем премий по которому в 2018 г составил 452,4 млрд руб, что соответствует 30,6% рынка. Основным фактором роста сегмента является развитие инвестиционного страхования жизни, которое стало популярным из-за снижения процентных ставок и низкого спроса банков на депозиты.

Инвестиционное страхование жизни – продукт, сочетающий в себе страхование жизни застрахованного и финансовый инструмент, позволяющий получить доход за счет инвестирования части внесенных денежных средств в различные финансовые активы, предлагаемые страховщиком.

Появление и быстрый рост инвестиционного страхования жизни свидетельствуют о постепенном увеличении горизонта инвестиционного планирования населения. Договоры инвестиционного страхования жизни, как правило, заключаются на срок от трех до пяти лет. Существуют программы страхования, ориентированные и на более длительные сроки. Таким образом, по крайней мере часть сбережений населения перераспределяется от годовых депозитов в пользу более сложных и долгосрочных инвестиционных продуктов.

На втором месте находится сегмент ОСАГО с объемом премий 226 млрд руб или 15,3% рынка. Высокая доля сегмента обусловлена законодательным требованием страховать автомобили. В последние годы эксперты отмечали сложную ситуацию в ОСАГО, в сегменте наблюдался рост убыточности. По итогам 2018 г сегмент продемонстрировал незначительный рост премий (на 1,8%) и снижение убыточности. В 2018 г были приняты более удобные правила европротокола (возможность оформить ДТП на месте самостоятельно, без полиции); в регионах был созданы межведомственные рабочие группы по борьбе со страховыми мошенниками; стартовала подготовка к либерализации ОСАГО, предполагающая расширение тарифного коридора по ОСАГО.

В ближайшие годы страхование жизни останется драйвером роста рынка. Повышение тарифов по ОСАГО и рост продаж новых автомобилей будут способствовать развитию автострахования. Добровольное медицинское страхование будет расти, главным образом, за счет роста цен на услуги клиник. Эксперты видят потенциал роста рынка за счет выхода в новые сегменты страхования: «усеченное» КАСКО для владельцев подержанных автомобилей, пакеты с сервисным наполнением (например, бытовые услуги), киберстрахование и др. Продолжится внедрение новых технологий в отрасль.

Увеличение темпов прироста премий повысит инвестиционную привлекательность страховой отрасли и ускорит ее развитие. Реализация функции как источника «длинных» денег для экономики страны станет возможна путем развития долгосрочного накопительного страхования жизни и пенсионного страхования.

Подробную информацию можно получить из Анализа рынка страхования.

 

Товар добавлен в корзину

Заказать исследование
Нам необходимо Ваше согласие

Обзор добавлен в корзину

Продолжить покупки Оформить заказ