Меню
Каталог
Корзина
Корзина пуста
+7 (495) 180-04-19 8 800 222-36-90
Заказ звонка
Поле не заполнено или заполнено неверно
Нам необходимо Ваше согласие
  • RU

Анализ страхового рынка

По оценкам BusinesStat, в 2015 г в России было заключено 142,4 млн договоров страхования, что на 9,3% ниже уровня предыдущего года. В условиях кризиса объемы кредитования и покупки автомобилей сократились, население и организации стали больше экономить. Для страхового  рынка это означает замедление роста количества заключенных договоров страхования недвижимости, приобретенной в ипотеку, договоров страхования имущества, оставляемого в залог банку при кредитовании бизнеса, и договоров ОСАГО. Также наблюдался спад числа договоров страхования жизни заемщиков, ДМС и других видов добровольного страхования.

Влияние кризиса на страховой рынок продолжится и в 2016 г. Ожидается, что в 2016 г натуральный объем рынка страхования в России сократится по сравнению с 2015 г на 6,8% и достигнет 132,7 млн договоров. Поддержанию рынка от более серьезного снижения будет способствовать развитие страхования через интернет.

Объем премий страховых компаний в России по итогам 2015 г увеличился на 3,6% по сравнению с 2014 г и составил 1023,5 млрд руб. В отличие от натурального объема, стоимостный объем рынка в 2015 г вырос. Увеличение стоимостного объема произошло за счет роста средней цены договора – на 14,3% относительно 2014 г. В 2015 г данный показатель составил 7,2 тыс руб.

Максимальный прирост объема страховых премий в 2015 г наблюдался в секторе обязательного страхования гражданской ответственности – на 44,2% относительно предыдущего года. Фактором увеличения стоимостного объема по данному виду страхования стало повышение тарифов по ОСАГО. Тарифы обязательного автострахования были увеличены в связи с ростом убыточности данного вида страхования в предыдущие годы.

Состояние российской экономики

Базовые параметры российской экономики

К 2011 г экономика России полностью восстановилась после мирового финансового кризиса 2008- 2009 гг. Конъюнктура на мировом сырьевом рынке улучшилась. Высокая валютная выручка вкупе с девальвацией рубля позволила наполнить бюджет и увеличить социальные расходы. При этом из- за нерешенных структурных проблем наметился новый спад в промышленном производстве, строительстве и торговле. Как следствие, в 2013 г экономика России балансировала на грани рецессии. Добыча полезных ископаемых, транспорт, энергетика, строительство упали по отношению к 2012 г. Рост экономики поддерживался увеличением социальных расходов государства, заморозкой тарифов естественных монополий и потребительским кредитованием населения. До начала 2014 г эти меры позволяли поддерживать рост потребительских рынков и стабильность финансовой сферы.

Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб) 

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

2016*

2017*

2018*

2019*

2020*

в текущих ценах

 56,0

 62,2

 71,0

 71,4

 78,0

 85,4

 92,5

 99,9

 107,9

 116,2

 

в ценах 2008 г

 41,5

 42,9

 43,4

 43,7

 41,7

 41,1

 41,1

 41,6

 42,6

 43,6

 Источник: Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной статистики, Международный валютный фонд

* прогноз

Таблица 2. Реальный ВВП и индекс реального ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб, %)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

2016*

2017*

2018*

2019*

2020*

Трлн руб.

в ценах 2008 г

 41,5

 42,9

 43,4

 43,7

 41,7

 41,1

 41,1

 41,6

 42,6

 43,6

% к предыдущему году

 4,3

 3,4

 1,3

 0,3

 -4,6

 -1,5

 0,0

 1,3

 2,3

 2,5

Источник: Федеральная служба государственной статистики, Министерство экономического  развития РФ, Международный валютный фонд

*  прогноз

Начиная с 2012 г объем кредитов населению превышал объем банковских вкладов. Население усиленно тратило будущие доходы. К середине 2014 г из-за удешевления нефти и санкций дефицит государственного бюджета начал расти, поэтому правительству пришлось пойти на сокращение социальных расходов и инвестиционных программ. К концу 2014 г ресурсы государственного стимулирования экономики были исчерпаны. На фоне сокращения социальных выплат и роста инфляции начали сокращаться доходы населения. Потребительский спрос, поддерживаемый кредитованием населения, истощился. Резко начал сокращаться объем розничной торговли. Промышленность и сельское хозяйство столкнулись со значительным снижением спроса на свою продукцию. К концу 2014 г экономика России уже находилась в отрицательной зоне.

Говорить, что кризис начался в 2014 г, неверно. Темпы экономического развития России падали с 2012 г. Кризис 2014-2015 гг стал лишь продолжением более ранней тенденции, обусловленной структурными проблемами экономики. Внешние факторы только усилили процесс падения.

Важнейшим фактором долговременных проблем российской экономики остается неэффективность государства в целом. Государственные инвестиции часто не имеют бизнес-планов, госкомпании, не имея рыночных конкурентов, экономически деградируют. Значительная часть прибылей экономики не поддается налогообложению, оседая в офшорах. К этой группе факторов можно отнести и неэффективность гражданского общества, судебной системы, коррупцию, некомпетентность чиновников и пр.

Так как все факторы, давящие на экономику – долгосрочные, в ближайшие годы кардинально изменить ситуацию не удастся. Но к 2017 г отечественная экономика способна найти новый баланс, после чего начнется постепенное восстановление рынков.

В течение ближайших лет цены на нефть по большинству прогнозов восстановятся до 50-60 долл за баррель, а накопленные резервы при сокращении бюджетных расходов позволят стабилизировать финансовую ситуацию.

Необходимо отметить, что программы по импортозамещению активно идут в России последние пять лет. Импорт квотируется на многих продуктовых рынках, идут инвестиции в сельское хозяйство, усиливается локализация иностранных производств в стране. Данные программы уже принесли результат. В 2015 г в условиях наличия барьеров для иностранных товаров и девальвации национальной валюты российские предприятия смогли частично нарастить мощности, ориентированные на внутренний спрос. Тем не менее, программа импортозамещения не смогла полностью удовлетворить спрос на отечественную продукцию, увеличившийся из-за введенных санкций. Экономический кризис помешает дальнейшему развитию программы, несмотря на увеличение возможностей сбыта российских товаров. В то же время при удержании акцента на развитии внутреннего производства в перспективе можно ожидать роста в отраслях с высокой добавленной стоимостью.

Прошедшие девальвационные и инфляционные процессы позволят привести доходы населения в соответствие с производительностью труда, а государственные расходы в соответствие с конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Правительство ускорит приватизацию государственных активов, сократит нерентабельные инвестиционные программы, социальные и оборонные расходы, нарастит налогооблагаемую базу. В целом мы ожидаем сокращения государственных расходов на 15% в течение 2015-2017 гг. Указы президента обязывают правительство к 2018 г увеличить реальную заработную плату бюджетников в 1,4-1,5 раза, но, очевидно, выполнены не будут.

Инфляция продолжит обгонять темпы роста доходов, кризис уничтожит до 50% сбережений граждан. Однако население страны выдержит этот удар. Малоимущие привычно сосредоточатся на натуральном хозяйстве, средний класс резко сократит спрос на дорогие товары и услуги. Малый и средний бизнес вновь уйдет в тень. Кризис научит население жить по средствам. 

Спрос на товары и услуги будет снижаться весь 2016 и 2017 гг, что приведет к закрытию части предприятий. Самый мощный удар будет нанесен по организациям малого бизнеса: уйдут с рынка около половины таких предприятий. Крупные компании в основном останутся на плаву, значительно переработав свой ассортимент в сторону удешевления товаров и услуг, перейдя на российское сырье и комплектующие, урезав внутренние расходы, в том числе расходы на персонал и  маркетинг.

Численность страховщиков

Страховщик – это юридическое лицо, осуществляющее страховую деятельность в соответствии с выданной органом государственного страхового надзора Российской Федерации лицензией.

В главе приводятся данные о численности страховщиков. Данные приведены не по зарегистрированным, а по реально действующим страховщикам, то есть по тем организациям, которые имели ненулевые премии в рассматриваемом году.

Таблица 9. Численность страховщиков, РФ, 2011-2015 гг

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

Численность страховщиков

459

411

381

362

304

% к предыдущему году

-

-10,5

-7,3

-5,0

-16,0

Источник: Центральный банк РФ, BusinesStat

В 2011-2015 гг численность страховщиков в России уменьшилась на 33,8%, до 304 организаций в 2015 г. Наибольший спад числа страховых компаний был зафиксирован в 2015 г, когда показатель сократился относительно 2014 г на 16%.

Ежегодное снижение числа страховых компаний в 2011-2015 гг было вызвано ужесточением требований регулирующих органов. Наиболее серьезным и трудновыполнимым требованием считается увеличение доли реальных активов, так как для замены фиктивных активов реальными (материальными объектами или правами на интеллектуальную собственность) требуются дополнительные ресурсы, которые имеются не у всех компаний в достаточном количестве. По состоянию на 2015 г контролирующие функции в страховой отрасли осуществляет Центральный Банк РФ, который является регулятором данного рынка с конца 2013 г.

Основными мерами государственного регулирования страхового рынка в 2014-2015 гг стали:

  • Создание института кураторов. Кураторы занимаются оценкой финансового состояния подопечных компаний и предпринимают меры для его улучшения. Кураторы обладают информацией как о структуре и качестве активов, капиталов, резервов, так и о тарифах, особенностях корпоративного управления и прочей информацией.
  • Повышение требований к качеству активов. Центральный банк запретил использовать страховым компаниям векселя для покрытия собственных средств. Помимо этого, были установлены регулярные проверки качества активов и введена уголовная ответственность за фальсификацию отчетности.
  • Организация работы с жалобами клиентов. Регулятор обращает внимание на жалобы клиентов страховых компаний и предпринимает соответствующие меры – от штрафных санкций до ограничения лицензии. Часто поступают жалобы на навязчивое предложение страховщиками дополнительных услуг.

Кроме усложнения требований к страховым компаниям причиной снижения количества страховщиков являлась излишняя концентрация компаний на отдельных видах страхования (например, на убыточном ОСАГО).

Негативные экономические процессы начали проявляться на страховом рынке с 2014 г: в условиях кризиса и сокращения реальных доходов населения физические лица и организации стали сокращать расходы, в том числе, и на страхование. Это привело к росту убыточности страховых компаний.

Перечисленные явления и процессы на рынке страхования в России привели к перераспределению рынка в пользу крупных игроков: часть небольших страховых компаний стала присоединяться путем слияния к ведущим страховщикам.

Кроме того, под действием санкций в 2014 г некоторые иностранные страховщики были вынуждены уйти с рынка, а действующие компании потеряли возможности перестрахования за рубежом. Особенно это важно для организаций, страхующих ответственность застройщиков, туроператоров и владельцев опасного объекта, так при наступлении хотя бы одного страхового случая без перестрахования компания не сможет покрыть ущерб.

Для высвобождения средств на изменение структуры активов и повышения рентабельности деятельности страховые компании стали оптимизировать расходы на ведение деятельности. Оптимизация происходила за счет сокращения персонала, уменьшения расходов на рекламу, закрытия нерентабельных филиалов, снижения комиссий. В целях сокращения расходов на выплату комиссионных вознаграждений агентам страховые компании начали развивать неагентские каналы продаж – через банки, Интернет, нефинансовых посредников. Наибольшую актуальность данная мера имела в 2014-2015 гг.

Таблица 10. Прогноз численности страховщиков, РФ, 2016-2020 гг

Параметр

2016

2017

2018

2019

2020

Численность страховщиков

273

259

250

245

241

% к предыдущему году

-10,2

-5,1

-3,5

-2,0

-1,6

Источник: BusinesStat

В 2016-2020 гг численность страховщиков продолжит сокращаться и составит 241 организацию в 2020 г. При этом максимальные темпы снижения числа страховых компаний ожидаются в 2016-2017 гг.

В условиях продолжающегося влияния кризисных явлений в экономике страны ЦБ РФ продолжит работу по сокращению числа страховых компаний. С рынка уйдут компании с недостаточной финансовой устойчивостью и организации, фактически не осуществляющие страховую деятельность.

Товар добавлен в корзину

Заказать исследование
Поле не заполнено или заполнено неверно
Нам необходимо Ваше согласие