Обзор Российского рынка ювелирных изделий
В 2014 г в России произошел резкий рост объема продаж ювелирных изделий – на 42%. По итогам года объем рынка достиг пятилетнего максимума и составил 49,6 млн шт. Такой рост обусловлен психологией потребления предметов роскоши в кризисные периоды: на фоне начавшейся стагнации в экономике, серьезного ослабления рубля по отношению к другим мировым валютам и в ожидании резкого роста цен население старалось вложить сбережения в более стабильные активы. Поскольку доверие к банковской системе в стране остается достаточно низким, то традиционными вариантами вложения средств (в зависимости от их объема) остаются, в числе прочих, ювелирные изделия.
Негативная экономическая ситуация также подстегнула отложенные покупки: граждане тратили деньги на давно планировавшиеся покупки для того, чтобы избежать более значительных трат в будущем. В 2015 г продажи ювелирных изделий все еще оставались на достаточно высоком уровне – 43 млн шт. Однако этот показатель оказался ниже аналогичного годом ранее на 13%.
По прогнозам BusinesStat, наиболее заметное падение рынка будет наблюдаться в 2016 г – почти на 30%. На ситуацию повлияет продолжающееся пике российской экономики, вызвавшее существенное сокращение реальных располагаемых доходов населения на фоне высокой инфляции. Кроме того, спрос на ювелирные изделия обладает высокой эластичностью: снижение уровня жизни сильно коррелирует с падением объемов продаж. В этот период ювелирные изделия будут испытывать серьезную конкуренцию со стороны более дешевых товаров − ювелирной галантереи и бижутерии. Небольшое снижение продаж будет наблюдаться и в 2017 г. Однако в 2018-2020 гг объем рынка ювелирных изделий в России начнет восстанавливаться, а в 2020 г показатель, по нашим оценкам, достигнет 33,9 млн шт.
Состояние российской экономики
Базовые параметры российской экономики
К 2011 г экономика России полностью восстановилась после мирового финансового кризиса 2008- 2009 гг. Конъюнктура на мировом сырьевом рынке улучшилась. Высокая валютная выручка вкупе с девальвацией рубля позволила наполнить бюджет и увеличить социальные расходы. При этом из- за нерешенных структурных проблем наметился новый спад в промышленном производстве, строительстве и торговле. Как следствие, в 2013 г экономика России балансировала на грани рецессии. Добыча полезных ископаемых, транспорт, энергетика, строительство упали по отношению к 2012 г. Рост экономики поддерживался увеличением социальных расходов государства, заморозкой тарифов естественных монополий и потребительским кредитованием населения. До начала 2014 г эти меры позволяли поддерживать рост потребительских рынков и стабильность финансовой сферы.
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016* |
2017* |
2018* |
2019* |
2020* |
в текущих ценах |
56,0 |
62,2 |
71,0 |
71,4 |
78,0 |
85,4 |
92,5 |
99,9 |
107,9 |
116,2 |
в ценах 2008 г |
41,5 |
42,9 |
43,4 |
43,7 |
41,7 |
41,1 |
41,1 |
41,6 |
42,6 |
43,6 |
Источник: Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной статистики, Международный валютный фонд
* прогноз
Таблица 2. Реальный ВВП и индекс реального ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб, %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016* |
2017* |
2018* |
2019* |
2020* |
Трлн руб. в ценах 2008 г |
41,5 |
42,9 |
43,4 |
43,7 |
41,7 |
41,1 |
41,1 |
41,6 |
42,6 |
43,6 |
% к предыдущему году |
4,3 |
3,4 |
1,3 |
0,3 |
-4,6 |
-1,5 |
0,0 |
1,3 |
2,3 |
2,5 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики, Министерство экономического развития РФ, Международный валютный фонд
* прогноз
Начиная с 2012 г объем кредитов населению превышал объем банковских вкладов. Население усиленно тратило будущие доходы. К середине 2014 г из-за удешевления нефти и санкций дефицит государственного бюджета начал расти, поэтому правительству пришлось пойти на сокращение социальных расходов и инвестиционных программ. К концу 2014 г ресурсы государственного стимулирования экономики были исчерпаны. На фоне сокращения социальных выплат и роста инфляции начали сокращаться доходы населения. Потребительский спрос, поддерживаемый кредитованием населения, истощился. Резко начал сокращаться объем розничной торговли. Промышленность и сельское хозяйство столкнулись со значительным снижением спроса на свою продукцию. К концу 2014 г экономика России уже находилась в отрицательной зоне.
Говорить, что кризис начался в 2014 г, неверно. Темпы экономического развития России падали с 2012 г. Кризис 2014-2015 гг стал лишь продолжением более ранней тенденции, обусловленной структурными проблемами экономики. Внешние факторы только усилили процесс падения.
Важнейшим фактором долговременных проблем российской экономики остается неэффективность государства в целом. Государственные инвестиции часто не имеют бизнес-планов, госкомпании, не имея рыночных конкурентов, экономически деградируют. Значительная часть прибылей экономики не поддается налогообложению, оседая в офшорах. К этой группе факторов можно отнести и неэффективность гражданского общества, судебной системы, коррупцию, некомпетентность чиновников и пр.
Так как все факторы, давящие на экономику – долгосрочные, в ближайшие годы кардинально изменить ситуацию не удастся. Но к 2017 г отечественная экономика способна найти новый баланс, после чего начнется постепенное восстановление рынков.
В течение ближайших лет цены на нефть по большинству прогнозов восстановятся до 50-60 долл за баррель, а накопленные резервы при сокращении бюджетных расходов позволят стабилизировать финансовую ситуацию.
Необходимо отметить, что программы по импортозамещению активно идут в России последние пять лет. Импорт квотируется на многих продуктовых рынках, идут инвестиции в сельское хозяйство, усиливается локализация иностранных производств в стране. Данные программы уже принесли результат. В 2015 г в условиях наличия барьеров для иностранных товаров и девальвации национальной валюты российские предприятия смогли частично нарастить мощности, ориентированные на внутренний спрос. Тем не менее, программа импортозамещения не смогла полностью удовлетворить спрос на отечественную продукцию, увеличившийся из-за введенных санкций. Экономический кризис помешает дальнейшему развитию программы, несмотря на увеличение возможностей сбыта российских товаров. В то же время при удержании акцента на развитии внутреннего производства в перспективе можно ожидать роста в отраслях с высокой добавленной стоимостью.
Прошедшие девальвационные и инфляционные процессы позволят привести доходы населения в соответствие с производительностью труда, а государственные расходы в соответствие с конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Правительство ускорит приватизацию государственных активов, сократит нерентабельные инвестиционные программы, социальные и оборонные расходы, нарастит налогооблагаемую базу. В целом мы ожидаем сокращения государственных расходов на 15% в течение 2015-2017 гг. Указы президента обязывают правительство к 2018 г увеличить реальную заработную плату бюджетников в 1,4-1,5 раза, но, очевидно, выполнены не будут.
Инфляция продолжит обгонять темпы роста доходов, кризис уничтожит до 50% сбережений граждан. Однако население страны выдержит этот удар. Малоимущие привычно сосредоточатся на натуральном хозяйстве, средний класс резко сократит спрос на дорогие товары и услуги. Малый и средний бизнес вновь уйдет в тень. Кризис научит население жить по средствам.
Спрос на товары и услуги будет снижаться весь 2016 и 2017 гг, что приведет к закрытию части предприятий. Самый мощный удар будет нанесен по организациям малого бизнеса: уйдут с рынка около половины таких предприятий. Крупные компании в основном останутся на плаву, значительно переработав свой ассортимент в сторону удешевления товаров и услуг, перейдя на российское сырье и комплектующие, урезав внутренние расходы, в том числе расходы на персонал и маркетинг.
Доля продукции собственного производства вырастет, за исключением высокотехнологичной продукции, станков и оборудования, которые по-прежнему будут импортироваться.
Классификация ювелирных изделий
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N 756
«Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» отнесение изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным, осуществляется в порядке, установленном Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням.
К ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации.
Ювелирные изделия классифицируют по назначению и подразделяют на следующие группы: предметы личных украшений, предметы туалета, принадлежности для курения, предметы для сервировки стола, письменные принадлежности, принадлежности для часов, сувениры.
Каждая группа состоит из подгрупп:
- предметы личных украшений: кольца, серьги, броши, булавки, браслеты, бусы, кулоны, колье, медальоны, цепочки, ожерелья;
- предметы туалета: пудреницы, зеркала, флаконы, запонки, булавки для шляп, зажимы и заколки для галстуков, пряжки декоративные, ларцы, шкатулки;
- принадлежности для курения: портсигары, сигаретницы, пепельницы, спичечницы, мундштуки и трубки, зажигалки, курительные приборы;
- предметы, для сервировки стола: ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины, сервизы, вазы для фруктов, подставки для приборов, подстаканники, лопатки для пирожных, блюда, совочки и щипцы для сахара, сухарницы, ситечки для чая, кольца салфеточные, солонки, горчичницы и перечницы;
- письменные принадлежности: письменные приборы, ножи для бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты, ручки и т. д.;
- предметы, для украшения интерьера: вазы, фигурки, поделки из камня, рога и кости, шкатулки, настенные чеканные украшения, настенные панно из камня, подсвечники;
- принадлежности для часов: браслеты для наручных часов, бортовые цепи и шатленки для карманных часов, часы ювелирные;
- сувениры: памятные медали, нагрудные значки, брелки, символы, значки, монограммы.
Также различают ювелирные изделия по технике исполнения:
- к монтированным относят изделия, изготовленные вручную, а также с использованием штампованных или литых деталей, чеканных или сканных элементов;
- филигранные изделия изготавливаются вручную из гладкой и крученой проволоки;
- литые – изделия, полученные отливкой в форму с незначительной ручной доработкой. Эти изделия могут имитировать любую технику исполнения;
- прессованные и станочно-сборные – изделия, полученные при помощи различных станков с минимальной ручной доработкой.
Достоинство ювелирного изделия определяется пробой. Проба – это количественное содержание (по массе) благородных металлов в единице вспомогательного (лигатурного) сплава, из которого изготовлено ювелирное изделие. По этой системе проба обозначается числом граммов благородного металла (золота, платины, серебра, палладия) содержащихся в 1000 граммов вспомогательного сплава.
В России существуют пробы:
- для платины – 950
- для палладия – 500 и 850
- для золота – 375, 500, 583, 585, 750, 958
- для серебра – 750, 800, 875, 916, 925, 960
Спрос и предложение ювелирных изделий
В главе приведены параметры спроса и предложения ювелирных изделий на российском рынке.
Предложение
Объем ювелирных изделий, предложенный к продаже в стране, равен сумме складских остатков ювелирных изделий на начало года ювелирных изделий, которые были произведены и завезены в Россию в течение года.
Таблица 9. Предложение ювелирных изделий, РФ, 2011-2015 гг (млн шт; %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Предложение (млн шт) |
44,50 |
47,20 |
52,67 |
66,60 |
58,83 |
Динамика предложения (% к предыдущему году) |
|
6,1 |
11,6 |
26,4 |
-11,7 |
Источник: BusinesStat
Таблица 10. Прогноз предложения ювелирных изделий, РФ, 2016-2020 гг (млн шт; %)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Предложение (млн шт) |
44,43 |
43,44 |
44,98 |
47,16 |
49,70 |
Динамика предложения (% к предыдущему году) |
-24,5 |
-2,2 |
3,5 |
4,8 |
5,4 |
Источник: BusinesStat
В 2011-2014 гг предложение ювелирных изделий на российском рынке росло на 6,1-26,4%. Однако кризисный 2015 г негативно повлиял на рынок: предложение снизилось вслед за спросом на 11,7%. В целом, за 5 лет, несмотря на падение в 2015 г, предложение ювелирных изделий на российском рынке увеличилось на 32,2%: с 44,5 млн шт в 2011 г до 58,8 млн шт в 2015 г.
По нашим прогнозам, в 2016-2017 гг предложение ювелирных изделий продолжит снижаться на фоне негативной экономической ситуации на 24,5% и 2,2% относительно предыдущего года соответственно. Однако в 2018-2020 гг показатель начнет расти невысокими темпами − на 3,5-5,4% и в 2020 г составит 49,7 млн шт.
Стоимостный объём экспорта
Таблица 59. Экспорт ювелирных изделий, РФ, 2011-2015 гг (млн долл; %)
Параметр |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Экспорт (млн долл) |
81,84 |
79,92 |
81,02 |
113,92 |
126,18 |
Динамика экспорта (% к предыдущему году) |
|
-2,3 |
1,4 |
40,6 |
10,8 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ. Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) для участников внешнеэкономической деятельности «Учёт перемещения грузов и средств через границу». BusinesStat.
Показатель «Экспорт ювелирных изделий» получен умножением веса «нетто» груза (тонн) на цену тонны груза (долл / т). Учитывается вес всех перевозимых через границу России грузов в течение года. Единицы учёта экспорта ювелирных изделий: все предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью в России.
Таблица 60. Прогноз экспорта ювелирных изделий, РФ, 2016-2020 гг (млн долл; %)
Параметр |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Экспорт (млн долл) |
178,70 |
207,64 |
256,73 |
304,17 |
349,59 |
Динамика экспорта (% к предыдущему году) |
41,6 |
16,2 |
23,6 |
18,5 |
14,9 |
Источник: BusinesStat
Таблица 61. Экспорт ювелирных изделий по видам, РФ, 2011-2015 гг (млн долл)
Вид |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Изделия из серебра |
12,50 |
16,11 |
16,38 |
15,96 |
8,43 |
Изделия из золота |
66,70 |
168,21 |
653,29 |
693,67 |
205,60 |
Изделия из прочих металлов |
5,02 |
14,63 |
64,61 |
77,07 |
25,41 |
Всего |
81,84 |
79,92 |
81,02 |
113,92 |
126,18 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ. Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) для участников внешнеэкономической деятельности «Учёт перемещения грузов и средств через границу». BusinesStat.
Таблица 62. Прогноз экспорта ювелирных изделий по видам, РФ, 2016-2020 гг (млн долл)
Вид |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Изделия из серебра |
6,84 |
8,58 |
9,50 |
11,18 |
12,76 |
Изделия из золота |
152,43 |
177,64 |
220,00 |
260,74 |
300,59 |
Изделия из прочих металлов |
19,43 |
21,42 |
27,23 |
32,25 |
36,24 |
Всего |
178,70 |
207,64 |
256,73 |
304,17 |
349,59 |
Источник: BusinesStat
Таблица 63. Экспорт ювелирных изделий по странам мира, РФ, 2011-2015 гг (тыс долл)
Страна |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Абхазия |
363,9 |
309,4 |
1 413,2 |
68,3 |
30,6 |
Австрия |
- |
- |
- |
- |
333,9 |
Азербайджан |
291,4 |
649,6 |
427,7 |
441,2 |
307,6 |
Армения |
651,9 |
321,0 |
292,8 |
275,1 |
- |
Беларусь |
19 517,1 |
30 680,2 |
57 118,3 |
66 289,3 |
74 388,4 |
Бельгия |
- |
- |
- |
- |
26,8 |
Болгария |
- |
- |
3,3 |
- |
- |
Великобритания |
0,7 |
150,0 |
- |
- |
1 017,0 |
Германия |
808,9 |
1 118,2 |
875,6 |
1 552,4 |
1 661,3 |
Гонконг |
538,1 |
4 806,0 |
344,0 |
878,2 |
9 085,7 |
Греция |
- |
- |
6,6 |
12,3 |
- |
Грузия |
39,5 |
19,9 |
19,8 |
52,6 |
41,5 |
Израиль |
- |
- |
- |
41,3 |
159,7 |
Индия |
- |
- |
- |
41,2 |
26,2 |
Испания |
- |
- |
- |
23,1 |
316,0 |
Италия |
- |
- |
6 969,7 |
477,4 |
29,2 |
Казахстан |
38 167,5 |
44 214,9 |
58 163,3 |
51 438,8 |
61 626,3 |
Канада |
214,5 |
142,8 |
148,3 |
463,7 |
226,1 |
Киргизия |
521,1 |
692,1 |
2 185,7 |
543,5 |
194,9 |
Китай |
- |
- |
34,8 |
- |
135,5 |
Корея (Республика) |
- |
0,1 |
0,1 |
2,0 |
3,0 |
Лаос |
- |
- |
- |
- |
3 392,7 |
Латвия |
444,6 |
403,6 |
596,7 |
3 424,5 |
1 952,3 |
Литва |
10,2 |
- |
- |
39,3 |
33,6 |
Молдова |
5 222,9 |
4 382,7 |
4 737,4 |
4 847,8 |
3 626,2 |
Монако |
- |
- |
- |
- |
10 672,8 |
Монголия |
47,8 |
- |
- |
29,6 |
- |
Нидерланды |
6,0 |
193,1 |
- |
157,0 |
166,9 |
Новая Зеландия |
- |
14,1 |
3,6 |
- |
- |
Норвегия |
- |
16,1 |
- |
- |
- |
ОАЭ |
4 974,1 |
91 369,2 |
568 055,4 |
489 933,9 |
31 499,6 |
Польша |
2,8 |
- |
- |
- |
- |
Португалия |
- |
30,4 |
- |
- |
- |
Сейшельские Острова |
659,9 |
342,1 |
173,5 |
34,0 |
14,3 |
Сингапур |
- |
- |
- |
2,5 |
6,8 |
США |
54,4 |
46,6 |
2 427,8 |
588,2 |
180,8 |
Таджикистан |
- |
7,2 |
114,9 |
144,0 |
- |
Таиланд |
- |
- |
- |
- |
57,3 |
Туркмения |
164,5 |
256,0 |
490,4 |
902,7 |
620,6 |
Турция |
709,6 |
1 617,3 |
- |
- |
3 583,5 |
Украина |
2 424,1 |
1 638,9 |
2 165,8 |
305,0 |
63,2 |
Франция |
169,2 |
1 042,4 |
943,1 |
74,4 |
332,0 |
Хорватия |
- |
- |
- |
- |
475,2 |
Чехия |
563,1 |
375,0 |
305,9 |
94,8 |
- |
Швейцария |
2 168,6 |
7 387,7 |
18 953,8 |
146 754,1 |
31 490,2 |
Эстония |
393,8 |
365,5 |
884,3 |
1 358,4 |
583,4 |
Эфиопия |
- |
- |
- |
3,2 |
- |
Южная Осетия |
12,5 |
- |
- |
- |
- |
Прочие страны |
5 071,1 |
6 357,0 |
6 432,6 |
15 411,7 |
1 081,5 |
Все страны мира |
84 214,0 |
198 949,2 |
734 288,3 |
786 705,5 |
239 442,6 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ. Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) для участников внешнеэкономической деятельности «Учёт перемещения грузов и средств через границу». BusinesStat.