Меню
Каталог
Корзина
Корзина пуста
+7 (495) 180-04-19 8 800 222-36-90
Заказ звонка
Нам необходимо Ваше согласие
  • RU

Обзор Российского рынка ювелирных изделий

В 2014 г в России произошел резкий рост объема продаж ювелирных изделий – на 42%. По итогам года объем рынка достиг пятилетнего максимума и составил 49,6 млн шт. Такой рост обусловлен психологией потребления предметов роскоши в кризисные периоды: на фоне начавшейся стагнации в экономике, серьезного ослабления рубля по отношению к другим мировым валютам и в ожидании резкого роста цен население старалось вложить сбережения в более стабильные активы. Поскольку доверие к банковской системе в стране остается достаточно низким, то традиционными вариантами вложения средств (в зависимости от их объема) остаются, в числе прочих, ювелирные изделия.

Негативная экономическая ситуация также подстегнула отложенные покупки: граждане тратили деньги на давно планировавшиеся покупки для того, чтобы избежать более значительных трат в будущем. В 2015 г продажи ювелирных изделий все еще оставались на достаточно высоком уровне – 43 млн шт. Однако этот показатель оказался ниже аналогичного годом ранее на 13%.

По прогнозам BusinesStat, наиболее заметное падение рынка будет наблюдаться в 2016 г – почти на 30%. На ситуацию повлияет продолжающееся пике российской экономики,  вызвавшее существенное сокращение реальных располагаемых доходов населения на фоне высокой инфляции. Кроме того, спрос на ювелирные изделия обладает высокой эластичностью: снижение уровня жизни сильно коррелирует с падением объемов продаж. В этот период ювелирные изделия будут испытывать серьезную конкуренцию со стороны более дешевых товаров − ювелирной галантереи и бижутерии. Небольшое снижение продаж будет наблюдаться и в 2017 г. Однако в 2018-2020 гг объем рынка ювелирных изделий в России начнет восстанавливаться, а в 2020 г показатель, по нашим оценкам, достигнет 33,9 млн шт.

Состояние российской экономики

Базовые параметры российской экономики

К 2011 г экономика России полностью восстановилась после мирового финансового кризиса 2008- 2009 гг. Конъюнктура на мировом сырьевом рынке улучшилась. Высокая валютная выручка вкупе с девальвацией рубля позволила наполнить бюджет и увеличить социальные расходы. При этом из- за нерешенных структурных проблем наметился новый спад в промышленном производстве, строительстве и торговле. Как следствие, в 2013 г экономика России балансировала на грани рецессии. Добыча полезных ископаемых, транспорт, энергетика, строительство упали по отношению к 2012 г. Рост экономики поддерживался увеличением социальных расходов государства, заморозкой тарифов естественных монополий и потребительским кредитованием населения. До начала 2014 г эти меры позволяли поддерживать рост потребительских рынков и стабильность финансовой сферы.

Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

2016*

2017*

2018*

2019*

2020*

в текущих ценах

 

56,0

 

62,2

 

71,0

 

71,4

 

78,0

 

85,4

 

92,5

 

99,9

 

107,9

 

116,2

в ценах 2008 г

41,5

42,9

43,4

43,7

41,7

41,1

41,1

41,6

42,6

43,6

Источник: Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба государственной статистики, Международный валютный фонд

* прогноз

Таблица 2. Реальный ВВП и индекс реального ВВП, РФ, 2011-2020 гг (трлн руб, %)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

2016*

2017*

2018*

2019*

2020*

Трлн руб.

в ценах 2008 г

 

41,5

 

42,9

 

43,4

 

43,7

 

41,7

 

41,1

 

41,1

 

41,6

 

42,6

 

43,6

% к предыдущему году

 

4,3

 

3,4

 

1,3

 

0,3

 

-4,6

 

-1,5

 

0,0

 

1,3

 

2,3

 

2,5

Источник: Федеральная служба государственной статистики, Министерство экономического развития РФ, Международный валютный фонд

прогноз

Начиная с 2012 г объем кредитов населению превышал объем банковских вкладов. Население усиленно тратило будущие доходы. К середине 2014 г из-за удешевления нефти и санкций дефицит государственного бюджета начал расти, поэтому правительству пришлось пойти на сокращение социальных расходов и инвестиционных программ. К концу 2014 г ресурсы государственного стимулирования экономики были исчерпаны. На фоне сокращения социальных выплат и роста инфляции начали сокращаться доходы населения. Потребительский спрос, поддерживаемый кредитованием населения, истощился. Резко начал сокращаться объем розничной торговли. Промышленность и сельское хозяйство столкнулись со значительным снижением спроса на свою продукцию. К концу 2014 г экономика России уже находилась в отрицательной зоне.

Говорить, что кризис начался в 2014 г, неверно. Темпы экономического развития России падали с 2012 г. Кризис 2014-2015 гг стал лишь продолжением более ранней тенденции, обусловленной структурными проблемами экономики. Внешние факторы только усилили процесс падения.

Важнейшим фактором долговременных проблем российской экономики остается неэффективность государства в целом. Государственные инвестиции часто не имеют бизнес-планов, госкомпании, не имея рыночных конкурентов, экономически деградируют. Значительная часть прибылей экономики не поддается налогообложению, оседая в офшорах. К этой группе факторов можно отнести и неэффективность гражданского общества, судебной системы, коррупцию, некомпетентность чиновников и пр.

Так как все факторы, давящие на экономику – долгосрочные, в ближайшие годы кардинально изменить ситуацию не удастся. Но к 2017 г отечественная экономика способна найти новый баланс, после чего начнется постепенное восстановление рынков.

В течение ближайших лет цены на нефть по большинству прогнозов восстановятся до 50-60 долл за баррель, а накопленные резервы при сокращении бюджетных расходов позволят стабилизировать финансовую ситуацию.

Необходимо отметить, что программы по импортозамещению активно идут в России последние пять лет. Импорт квотируется на многих продуктовых рынках, идут инвестиции в сельское хозяйство, усиливается локализация иностранных производств в стране. Данные программы уже принесли результат. В 2015 г в условиях наличия барьеров для иностранных товаров и девальвации национальной валюты российские предприятия смогли частично нарастить мощности, ориентированные на внутренний спрос. Тем не менее, программа импортозамещения не смогла полностью удовлетворить спрос на отечественную продукцию, увеличившийся из-за введенных санкций. Экономический кризис помешает дальнейшему развитию программы, несмотря на увеличение возможностей сбыта российских товаров. В то же время при удержании акцента на развитии внутреннего производства в перспективе можно ожидать роста в отраслях с высокой добавленной стоимостью.

Прошедшие девальвационные и инфляционные процессы позволят привести доходы населения в соответствие с производительностью труда, а государственные расходы в соответствие с конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Правительство ускорит приватизацию государственных активов, сократит нерентабельные инвестиционные программы, социальные и оборонные расходы, нарастит налогооблагаемую базу. В целом мы ожидаем сокращения государственных расходов на 15% в течение 2015-2017 гг. Указы президента обязывают правительство к 2018 г увеличить реальную заработную плату бюджетников в 1,4-1,5 раза, но, очевидно, выполнены не будут.

Инфляция продолжит обгонять темпы роста доходов, кризис уничтожит до 50% сбережений граждан. Однако население страны выдержит этот удар. Малоимущие привычно сосредоточатся на натуральном хозяйстве, средний класс резко сократит спрос на дорогие товары и услуги. Малый и средний бизнес вновь уйдет в тень. Кризис научит население жить по средствам.

Спрос на товары и услуги будет снижаться весь 2016 и 2017 гг, что приведет к закрытию части предприятий. Самый мощный удар будет нанесен по организациям малого бизнеса: уйдут с рынка около половины таких предприятий. Крупные компании в основном останутся на плаву, значительно переработав свой ассортимент в сторону удешевления товаров и услуг, перейдя на российское сырье и комплектующие, урезав внутренние расходы, в том числе расходы на персонал и  маркетинг.

Доля продукции собственного производства вырастет, за исключением высокотехнологичной продукции, станков и оборудования, которые по-прежнему будут импортироваться.

Классификация ювелирных изделий

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N    756

«Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» отнесение изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным, осуществляется в порядке, установленном Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням.

К ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации.

Ювелирные изделия классифицируют по назначению и подразделяют на следующие группы: предметы личных украшений, предметы туалета, принадлежности для курения, предметы для сервировки стола, письменные принадлежности, принадлежности для часов, сувениры.

Каждая группа состоит из подгрупп:

  • предметы личных украшений: кольца, серьги, броши, булавки, браслеты, бусы, кулоны, колье, медальоны, цепочки, ожерелья;
  • предметы туалета: пудреницы, зеркала, флаконы, запонки, булавки для шляп, зажимы и заколки для галстуков, пряжки декоративные, ларцы, шкатулки;
  • принадлежности для курения: портсигары, сигаретницы, пепельницы, спичечницы, мундштуки и трубки, зажигалки, курительные приборы;
  • предметы, для сервировки стола: ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины, сервизы, вазы для фруктов, подставки для приборов, подстаканники, лопатки для пирожных, блюда, совочки и щипцы для сахара, сухарницы, ситечки для чая, кольца салфеточные, солонки, горчичницы и перечницы;
  • письменные принадлежности: письменные приборы, ножи для бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты, ручки и т. д.;
  • предметы, для украшения интерьера: вазы, фигурки, поделки из камня, рога и кости, шкатулки, настенные чеканные украшения, настенные панно из камня, подсвечники;
  • принадлежности для часов: браслеты для наручных часов, бортовые цепи и шатленки для карманных часов, часы ювелирные;
  • сувениры: памятные медали, нагрудные значки, брелки, символы, значки, монограммы.

Также различают ювелирные изделия по технике исполнения:

  • к монтированным относят изделия, изготовленные вручную, а также с использованием штампованных или литых деталей, чеканных или сканных элементов;
  • филигранные изделия изготавливаются вручную из гладкой и крученой проволоки;
  • литые – изделия, полученные отливкой в форму с незначительной ручной доработкой. Эти изделия могут имитировать любую технику исполнения;
  • прессованные и станочно-сборные – изделия, полученные при помощи различных станков с минимальной ручной доработкой.

Достоинство ювелирного изделия определяется пробой. Проба – это количественное содержание (по массе) благородных металлов в единице вспомогательного (лигатурного) сплава, из которого изготовлено ювелирное изделие. По этой системе проба обозначается числом граммов благородного металла (золота, платины, серебра, палладия) содержащихся в 1000 граммов вспомогательного сплава.

В России существуют пробы:

  • для платины – 950
  • для палладия – 500 и 850
  • для золота – 375, 500, 583, 585, 750, 958
  • для серебра – 750, 800, 875, 916, 925, 960

Спрос и предложение ювелирных изделий

В главе приведены параметры спроса и предложения ювелирных изделий на российском рынке.

Предложение

Объем ювелирных изделий, предложенный к продаже в стране, равен сумме складских остатков ювелирных изделий на начало года ювелирных изделий, которые были произведены и завезены в Россию в течение года.

Таблица 9. Предложение ювелирных изделий, РФ, 2011-2015 гг (млн шт; %)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

Предложение (млн шт)

44,50

47,20

52,67

66,60

58,83

Динамика предложения (% к предыдущему году)

 

6,1

11,6

26,4

-11,7

Источник: BusinesStat

Таблица 10. Прогноз предложения ювелирных изделий, РФ, 2016-2020 гг (млн шт; %)

Параметр

2016

2017

2018

2019

2020

Предложение (млн шт)

44,43

43,44

44,98

47,16

49,70

Динамика предложения (% к предыдущему году)

-24,5

-2,2

3,5

4,8

5,4

Источник: BusinesStat

В 2011-2014 гг предложение ювелирных изделий на российском рынке росло на 6,1-26,4%. Однако кризисный 2015 г негативно повлиял на рынок: предложение снизилось вслед за спросом на 11,7%. В целом, за 5 лет, несмотря на падение в 2015 г, предложение ювелирных изделий на российском рынке увеличилось на 32,2%: с 44,5 млн шт в 2011 г до 58,8 млн шт в 2015 г.

По нашим прогнозам, в 2016-2017 гг предложение ювелирных изделий продолжит снижаться на фоне негативной экономической ситуации на 24,5% и 2,2% относительно предыдущего года соответственно. Однако в 2018-2020 гг показатель начнет расти невысокими темпами − на 3,5-5,4% и в 2020 г составит 49,7 млн шт.

Стоимостный объём экспорта

Таблица 59. Экспорт ювелирных изделий, РФ, 2011-2015 гг (млн долл; %)

Параметр

2011

2012

2013

2014

2015

Экспорт (млн долл)

81,84

79,92

81,02

113,92

126,18

Динамика экспорта (% к предыдущему году)

 

-2,3

1,4

40,6

10,8

Источник: Федеральная таможенная служба РФ. Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) для участников внешнеэкономической деятельности «Учёт перемещения грузов и средств через границу». BusinesStat.

Показатель «Экспорт ювелирных изделий» получен умножением веса «нетто» груза (тонн) на цену тонны груза (долл / т). Учитывается вес всех перевозимых через границу России грузов в течение года. Единицы учёта экспорта ювелирных изделий: все предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью в России.

Таблица 60. Прогноз экспорта ювелирных изделий, РФ, 2016-2020 гг (млн долл; %)

Параметр

2016

2017

2018

2019

2020

Экспорт (млн долл)

178,70

207,64

256,73

304,17

349,59

Динамика экспорта (% к предыдущему году)

41,6

16,2

23,6

18,5

14,9

Источник: BusinesStat

Таблица 61. Экспорт ювелирных изделий по видам, РФ, 2011-2015 гг (млн долл)

Вид

2011

2012

2013

2014

2015

Изделия из серебра

12,50

16,11

16,38

15,96

8,43

Изделия из золота

66,70

168,21

653,29

693,67

205,60

Изделия из прочих металлов

5,02

14,63

64,61

77,07

25,41

Всего

81,84

79,92

81,02

113,92

126,18

Источник: Федеральная таможенная служба РФ. Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) для участников внешнеэкономической деятельности «Учёт перемещения грузов и средств через границу». BusinesStat.

Таблица 62. Прогноз экспорта ювелирных изделий по видам, РФ, 2016-2020 гг (млн долл)

Вид

2016

2017

2018

2019

2020

Изделия из серебра

6,84

8,58

9,50

11,18

12,76

Изделия из золота

152,43

177,64

220,00

260,74

300,59

Изделия из прочих металлов

19,43

21,42

27,23

32,25

36,24

Всего

178,70

207,64

256,73

304,17

349,59

Источник: BusinesStat

Таблица 63. Экспорт ювелирных изделий по странам мира, РФ, 2011-2015 гг (тыс долл)

Страна

2011

2012

2013

2014

2015

Абхазия

363,9

309,4

1 413,2

68,3

30,6

Австрия

-

-

-

-

333,9

Азербайджан

291,4

649,6

427,7

441,2

307,6

Армения

651,9

321,0

292,8

275,1

-

Беларусь

19 517,1

30 680,2

57 118,3

66 289,3

74 388,4

Бельгия

-

-

-

-

26,8

Болгария

-

-

3,3

-

-

Великобритания

0,7

150,0

-

-

1 017,0

Германия

808,9

1 118,2

875,6

1 552,4

1 661,3

Гонконг

538,1

4 806,0

344,0

878,2

9 085,7

Греция

-

-

6,6

12,3

-

Грузия

39,5

19,9

19,8

52,6

41,5

Израиль

-

-

-

41,3

159,7

Индия

-

-

-

41,2

26,2

Испания

-

-

-

23,1

316,0

Италия

-

-

6 969,7

477,4

29,2

Казахстан

38 167,5

44 214,9

58 163,3

51 438,8

61 626,3

Канада

214,5

142,8

148,3

463,7

226,1

Киргизия

521,1

692,1

2 185,7

543,5

194,9

Китай

-

-

34,8

-

135,5

Корея (Республика)

-

0,1

0,1

2,0

3,0

Лаос

-

-

-

-

3 392,7

Латвия

444,6

403,6

596,7

3 424,5

1 952,3

Литва

10,2

-

-

39,3

33,6

Молдова

5 222,9

4 382,7

4 737,4

4 847,8

3 626,2

Монако

-

-

-

-

10 672,8

Монголия

47,8

-

-

29,6

-

Нидерланды

6,0

193,1

-

157,0

166,9

Новая Зеландия

-

14,1

3,6

-

-

Норвегия

-

16,1

-

-

-

ОАЭ

4 974,1

91 369,2

568 055,4

489 933,9

31 499,6

Польша

2,8

-

-

-

-

Португалия

-

30,4

-

-

-

Сейшельские Острова

659,9

342,1

173,5

34,0

14,3

Сингапур

-

-

-

2,5

6,8

США

54,4

46,6

2 427,8

588,2

180,8

Таджикистан

-

7,2

114,9

144,0

-

Таиланд

-

-

-

-

57,3

Туркмения

164,5

256,0

490,4

902,7

620,6

Турция

709,6

1 617,3

-

-

3 583,5

Украина

2 424,1

1 638,9

2 165,8

305,0

63,2

Франция

169,2

1 042,4

943,1

74,4

332,0

Хорватия

-

-

-

-

475,2

Чехия

563,1

375,0

305,9

94,8

-

Швейцария

2 168,6

7 387,7

18 953,8

146 754,1

31 490,2

Эстония

393,8

365,5

884,3

1 358,4

583,4

Эфиопия

-

-

-

3,2

-

Южная Осетия

12,5

-

-

-

-

Прочие страны

5 071,1

6 357,0

6 432,6

15 411,7

1 081,5

Все страны мира

84 214,0

198 949,2

734 288,3

786 705,5

239 442,6

Источник: Федеральная таможенная служба РФ. Грузовая таможенная декларация / транзитная декларация (ГТД/ТД) для участников внешнеэкономической деятельности «Учёт перемещения грузов и средств через границу». BusinesStat.

Товар добавлен в корзину

Заказать исследование
Нам необходимо Ваше согласие

Обзор добавлен в корзину

Продолжить покупки Оформить заказ