Анализ рынка туристических услуг в России
По оценкам BusinesStat, в 2013 г оборот рынка туристических услуг России вырос на 13,2% и достиг 235,6 млрд руб. Выручка туристических компаний растет опережающими темпами по отношению к натуральному объему рынка. Основную часть выручки турфирмы России получают от отправления граждан России в путешествия за рубеж: в 2013 г доля иностранных поездок составила 88% от общего оборота туристической отрасли.
При этом натуральный объем рынка туристических компаний вырос на 6,8% и составил 5,1 млн турпакетов. Особенностью российского рынка туристических услуг является низкая «глубина бронирования» туров: россияне склонны заказывать путевки в последний момент.
В 2013 г средняя стоимость пакета туристических услуг составила 46,3 тыс руб в год. Рост стоимости услуг связан не только с повышением цен на авиабилеты и проживание, но и с перераспределением потребительских предпочтений в сторону более дорогих туров. Самые высокие цены наблюдается на туристические путевки за рубеж: в 2013 г средняя цена пакета услуг по поездке россиян по зарубежным странам составила 52,4 тыс руб.
Инфраструктура отрасли
В главе приведена информация о численности туристических фирм и персонале.
Численность туристических компаний, а также данные о персонале являются одними из основных государственных параметров учета в туристической отрасли. Однако данные о численности турфирм и персонала не характеризуют объем рынка, так как не указывают на объем и стоимость совершаемых коммерческих операций.
Поскольку данный обзор призван решать коммерческие задачи, внимание в нем акцентируется не на обеспеченности населения турфирмами, а на объеме и цене оказанных туристических услуг.
Туристические компании
Туристические компании – организации, занимающиеся деятельностью по организации путешествий.
Таблица 9. Численность туристических компаний, Россия, 2013 г (ед)
Показатель |
2013 |
Численность туристических компаний |
11102 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики; BusinesStat
Таблица 10. Численность туристических компаний по формам собственности, Россия, 2013 г (ед)
Форма собственности |
2013 |
Российская государственная собственность |
10 |
Российская частная собственность |
10695 |
Собственность иностранных граждан |
177 |
Совместная российская и иностранная государственная собственность |
136 |
Прочие |
84 |
Всего |
11102 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики; BusinesStat
В России большинство туристических компаний имеют частную форму собственности.
Таблица 11. Численность туристических компаний по видам, Россия, 2013 г (ед)
Виды деятельности туристических компаний |
2013 |
Формирование, продвижение и продажа туров (туроператор) |
535 |
Продвижение и продажа туров (турагент) |
8469 |
Продвижение туров (путевок) |
224 |
Только экскурсионная деятельность |
625 |
Иная туристическая деятельность |
1249 |
Всего |
11102 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики; BusinesStat
76% туристических компаний России занимаются продажей и продвижением туристических пакетов. Можно выделить следующие основные перспективные направления развития турфирм в России:
▪ Увеличение доли компаний, предоставляющих полный спектр туристических услуг.
▪ Расширение ассортимента специализированных агентств, предлагающих клиентам бронирование отелей, перевозки на всех видах транспорта, страховку, билеты на мероприятия и прочие услуги.
▪ Расширение спектра онлайн-услуг, предложение дополнительных сервисов одновременно с покупкой «основной» услуги, например, при покупке авиабилета – размещение в гостинице и трансфер.
▪ Продвижение туристических продуктов через социальные сети с предложением узкоспециализированных продуктов для отдельных сегментов аудитории, например – групповые поездки для сообществ.
▪ Развитие мобильных каналов продаж: мобильные приложения и сайты.
Персонал
Данные о среднегодовой численности занятых формируются по основной работе один раз в год при составлении баланса трудовых ресурсов на основе сведений, материалов выборочных обследований населения по проблемам занятости, данных органов исполнительной власти, досчетов численности занятых, не выявленной при проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости.
Среднегодовая численность работников включает работавших по трудовому договору и выполнявших постоянную, временную или сезонную работу без учета внешних совместителей, женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком.
Средняя заработная плата работников за год исчисляется делением фонда начисленной заработной платы на среднесписочную численность работников. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату.
Таблица 12. Трудовые ресурсы туристической отрасли, Россия, 2009-2013 гг (тыс чел)
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Средняя численность (в чистых оквэд) всех работников |
8,3 |
9,0 |
8,7 |
8,5 |
9,0 |
% к предыдущему году |
- |
9,2 |
-3,8 |
-1,9 |
5,8 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики: Форма федерального государственного статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»
Средняя численность всех работников включает:
▪ среднесписочную численность работников
▪ среднюю численность внешних совместителей
▪ среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско- правового характера
В 2013 г численность персонала туристических компаний увечилась на 5,8% и составила 9,0 тыс чел. Количество сотрудников отрасли выросло вслед за увеличением количества турфирм.